Советы-рекомендации великих мыслителей "Ты – человек!"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель урока: воспитание правовой культуры обучающихся.

Задачи урока:

  1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у обучающихся правовых знаний, законопослушного  поведения и основ толерантности.
  2. Развитие правового самосознания, чувства ответственности за свои поступки.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и простейшие  умозаключения.

Форма проведения: интегрированное занятие с элементами тренинга.

Подготовительный этап:

  • оформление раздаточного материала,
  • тестирование обучающихся;
  • деление обучающихся на 3 группы.

Оформление: плакаты: “Чтобы не было беды”, “Манипуляция”, “Зависть”, “Злоба”, “Жадность”, “Трусость”, “Безделье”; схема – “ступени спуска” в преступление.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; карточки с ситуациями; рекомендации “Ты-человек”, мяч (для проведения игры “Продолжи фразу”)

Ход занятия

I. Организационный момент

(Социальный педагог начинает диалог с воспитанниками).

С о ц. п е д а г о г: Поговорим?

У ч е н и к : О чём?

С о ц. п е д а г о г:

О разном, и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?

У ч е н и к: Поговорим.! Вдруг будет интересно.

II. Основная часть.

С о ц. п е д а г о г: Тема нашего сегодняшнего занятия “Чтобы не было беды”. (Слайд 1)

И начать его хотелось бы словами А. А. Бестужева – Марлинского:

“В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням”. (Слайд 2)

Скажите, ребята, а как вы понимаете данное высказывание?

Что такое беда?

А что значит преступление?

Скажите, а вы, сидящие в зале, можете совершить преступление?

(Беседа с учащимися с элементами диалога).

Как показывают данные теста “Мои шансы оступиться” (приложение 1), проводимого с вами, у некоторых ребят есть шанс попасть в нехорошую ситуацию. (Социальный педагог вместе с воспитанниками анализирует данный тест.) (Слайд 3,4).

Опрошено 17 учащихся 8-9 класса, возраст 15–17 лет.

  • 1. Когда я вижу у других интересную вещь, у меня возникает сильное желание иметь такую же:

всегда – 2; иногда – 4; редко – 11.

  • 2. Когда мне наносят обиду, то у меня возникает желание:

уничтожить обидчика-4; сделать то же самое-6; простить 7.

  • 3. Если друзья предлагают совершить что-либо запрещённое мне, то я:

чаще соглашаюсь – 1; соглашаюсь, если отказаться не возможно – 4; не соглашаюсь – 12.

  • 4. Если мне предложат участвовать в краже очень большой суммы денег при 100% гарантии остаться безнаказанным, то:

украду – 0; не знаю – 0; не украду – 17.

  • 5. Если друзья попросят спрятать у себя украденную ими вещь, а я буду знать, откуда она у них появилась, то:

спрячу – 0; не знаю – 1; откажусь – 16

  • 6. Если я увижу, как мои друзья бьют кого-либо, то:

присоединюсь – 2; не буду вмешиваться – 8; постараюсь остановить драку – 7.

  • 7. Если я найду боевой пистолет, то:

спрячу подальше – 1; буду учиться стрелять – 1; сдам в милицию – 15.

  • 8. Считаю, что нарушающих закон:

не надо трогать – 2; необходимо наказывать только самых опасных – 2; справедливо наказывать каждого правонарушителя – 13.

  • 9.Считаю, милиция мне:

мешает – 2; не нужна – 3; нужна – 12.

  • 10. Считаю, что из мест заключения выходят люди:

которые не подведут в трудную минуту – 1; с необходимым жизненным опытом – 1; ничем мне не интересны – 15.

Как вы сами видите, основная масса сидящих в этом зале законопослушные люди, а вот у 2-х ребят есть все шансы оступиться. Особое внимание мне бы хотелось обратить на ответы 3-его вопроса. Оказывается, есть такие ситуации, когда отказаться практически не возможно, человек поставлен в такие рамки, что ему кажется ситуация безвыходной. А что же происходит на самом деле? А на самом деле нами просто умело манипулируют.

(Соц. педагог крепит на доску слово “Манипуляция” (приложение 2). Ребята, а кто знает значение этого слова? (Ответы воспитанников) Так что же такое манипуляция?

Манипуляция – это приём общения, при котором один из партнёров использует другого, стараясь достичь свою собственную цель, житейский или психологический выигрыш. (Слайд 5)

Вы пытаетесь отказаться, но партнер добивается своей цели, находя для вас все новые и новые убеждения. Всё многообразие манипуляций опирается на простой принцип: чтобы манипулировать кем-то, необходимо обнаружить у него какую-либо слабость или порок (с точки зрения манипулятора). Послушайте, пожалуйста, стихотворение Фазу Алиевой “Разговор с сыном” (приложение 3).

В о с п и т а т е л ь:

Ты, сын мой должен помнить:
Оттого
Ржавеет даже новый лист железа,
Что в старости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе мирской – во много
раз трудней:
И в дверь души, и в щели
этой двери
Сто ржавчин и пороков
лезут…
Запомни три из них
По крайней мере:
Во-первых – зависть.
Ты ее убей
В зародыше.
И научись, по праву,
Безвременно ценить
других людей,
Чтить их удачу, их успех
и славу.
Второе – злость.
Беги от чувства злого.
Сей доброту.
Живи, других любя.
Суди себя, коль
осудил другого.
Прости другого, коль
простил себя.
И третье – корень наших
многих бед,
Убийца всех достоинств
в человеке –
Безделье
И позорнее вовеки
Порока не было
и нет.

Назовите, о каких пороках шла речь в стихах? Какие еще пороки или слабости может использовать манипулятор? Правильно, такие, как (воспитатель крепит слова на доску) Зависть. Злоба. Трусость. Жадность. Безделье. (Приложение 4)

С о ц. п е д а г о г: Как часто используя, именно эти наши слабости и пороки нами играют, а порой и втягивают в преступления.

Зависть. Злоба. Трусость. Жадность. Безделье. (Слайд 6)

(Слайд 7)

  • По данным ООН около 30% всех молодых людей принимает участие в противоправных действиях, а 5% из них совершают преступления.
  • Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причём 100 тыс. из них совершается детьми, не достигнувшими возраста уголовной ответственности.

С о ц. п е д а г о г: Так, что же такое преступление? (Слайд 8)

В о с п и т а т е л ь: Слово “преступление” каждый из вас слышал не раз и представляет, что это такое (ответы воспитанников).

С о ц. п е д а г о г: Преступление – это грубое нарушение закона. В местах лишения свободы находятся тысячи осуждённых (Слайд 9), в том числе женщины и подростки (Слайд10) Численность осуждённых растёт. (Слайд 11) Преступление… За каждым из них судьба человека. (Слайд 12) Что толкает человека на преступление? Попытаемся ответить на поставленные вопросы? Говорят, что Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается. (Слайд 13) Мы предлагаем вашему вниманию ситуации, которые нередко можно наблюдать в нашей школьной жизни (приложение 5) Через несколько минут вам необходимо дать ответы на поставленные перед вами 2 вопроса:

  1. Является ли данный поступок преступлением? Почему?
  2. Каковы последствия данного поступка?

(Дети работают в группах, воспитатель и социальный педагог оказывают помощь, направляя по необходимости ход рассуждений воспитанников, по окончании работы от каждой группы выступает один ребёнок.)

  • Учащийся 8-го класса, часто пропускает уроки без уважительной причины. Уходит из дома в школу, но занятия не посещает. Он катается на автобусе, бродит бесцельно по улицам и магазинам.

Является ли данный поступок преступлением? Почему? Каковы последствия данного поступка? (Слайд 14)

  • Старшеклассники собрались в выходной день на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили вина. В аллее возле Дома Культуры ребята распили вино и отправились на дискотеку.

Является ли данный поступок преступлением? Почему? Каковы последствия данного поступка? (Слайд 15)

  • Группа ребят ведёт себя вызывающе в школе: они сквернословят, награждают своих одноклассников и учителей обидными кличками, курят, на стенах пишут непристойные слова. Затевают драки.

Являются ли данные поступки преступлением? Почему? Каковы последствия данного поведения? (Слайд 16)

С о ц. п е д а г о г: Молодцы ребята! С ситуациями вы разобрались, но мы заметили, что оказывается решение не только практических, но и теоретических задач заставляет мобилизовать ваши знания и внутренние ресурсы вашего организма. В жизни же часто нужно уметь принимать правильные решения, и принимать их самому. Важно уметь сконцентрироваться в нужный момент, надеясь на свои силы.

Звучит лечебная музыка “Звуки природы”. Соц.педагог проводит релаксацию “Дерево жизни” (приложение 6).

Любая ситуация, разобранная нами сегодня, пусть даже на первый взгляд самая незначительная, подумаешь, прогулял, выпил, подрался, а это ведёт к преступлению.

Давайте ещё раз прочитаем и вдумаемся в слова А. А. Бестужева – Марлинского: (Слайд 17)

“В беду попадают как в пропасть, вдруг,
Но в преступление сходят по ступенькам”

В о с п и т а т е л ь: “От тюрьмы да от сумы не зарекайся!” – это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в эти годы человек нередко сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность ни папина, ни мамина, а твоя… “Не знал!”, “ Не думал!”, “Не хотел!” Этот лепет приходится часто слышать от вас.

Как, зачастую, происходит такое, можно проследить по схеме-“ступени спуска” (приложение 7) в преступление. (Работа на магнитной доске со схемой)

Посмотрите внимательно ещё раз на нашу схему, ту “опасную лестницу”, которая ведёт в преступление. Вспомните свои слабости и пороки. И подумайте! А не находился ли уже я на этой лестнице? На какую ступеньку ступали уже вы?

Ребята! Есть среди вас те, кто близко не подходил к “опасной лестнице”?

А есть среди вас те, кто уже побывал на первой ступеньке?

А на второй?

Может уже кто–то спускался на третью ступень?

(Высказывания воспитанников по желанию)

С о ц. п е д а г о г: Давайте попробуем разобраться, что толкает вас, подростков, к нарушению правопорядка, к преступлению. Попробуем назвать причины преступления. Что заставляет человека воровать, обижать, драться? (ответы воспитанников) Верно, именно в первую очередь такие бы казалось на первый взгляд безобидные причины, как обычное хулиганство, зависть и жадность, злоупотребление спиртными и энергетическими напитками, неблагополучие в семье. (Слайд18)

Причины преступлений:

  • Алкоголизм
  • Хулиганство
  • Жадность, зависть
  • Неблагополучная семья

В о с п и т а т е л ь: Так скажите, что же нужно сделать, чтобы избежать преступления, ошибок, не ступить на “опасную лестницу” (ответы детей)

Пути предупреждения преступлений: (Слайд 19)

  • Соблюдение правил и норм поведения;

(правовая культура);

  • Здоровый образ жизни;
  • Культура общения;
  • Здоровая и крепкая семья.

III. Итог занятия:

С о ц. п е д а г о г: Вернёмся к теме нашего занятия: “Чтобы не было беды”.

Как вы думаете, мы нашли ответ на этот вопрос? (ответы детей) Сейчас мы это проверим. Проведём игру “Продолжи фразу…” (Соц.педагог по очереди бросает воспитанникам мяч со словами “Чтобы не было беды, надо…”, необходимо продолжить фразу).

Молодцы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось завершить словами К.Роджерса “Поворот дороги – это ещё не конец… ещё вы можете повернуть. (Слайд 20)

Рефлексия (проводится с использованием ИКТ). (Приложение 8)

С о ц. п е д а г о г: А сейчас ребята, вам предстоит оценить наше сегодняшнее занятие.

– Понравилось ли вам занятие? Что особенно понравилось на занятии?

– Что нового сегодня для себя вы узнали?

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то вы выбираете улыбающуюся рожицу, если не понравилось – пустой бублик. Свой выбор прокомментировать. (Захватив выбранный объект левой клавишей мышки, перемещаем его на листе. Если образовался круг – “хоровод” на листе из улыбающихся рожиц, то занятие удалось, если пустые бублики значит, что– то не получилось.)

В о с п и т а т е л ь: И в завершении нашего занятия мы дарим вам на память сбор советов – рекомендаций великих мыслителей “Ты – человек”. (Приложение 9)

  1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится без пороков. Но порочным становится то, кто их терпит. (Сенека)
  2. Подумайте, прежде чем принимать решение; дважды подумайте, прежде чем его исполнить. (Сенека)
  3. От правильного воспитания детей зависит благосостояния всего народа. (Д.Локк)
  4. Неблагодарный сын (дочь) хуже чужого: это преступник, так как сын (дочь) не имеет права быть равнодушным к матери. (Г. Мопассан)
  5. От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам. (Сенека)
  6. Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует. (Сенека)
  7. Большое число соучастников не оправдывает преступления. (Т. Фуллер)
  8. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)
  9. В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступления сходят по ступеням. (А.А. Бестужев-Марлинский)
  10. Преступление нуждается лишь в предлоге. (Аристотель)
  11. Никакие выгоды, достигнутые путем преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира. (Г. Филдинг)

Приложение 10

Презентация