Интегрированный урок (история + география) по теме "Взаимоотношения между Китаем и Россией"

Разделы: География, История и обществознание


Цель: Рассмотреть особенности экономики Китая и установить причины заинтересованности связи этого государства с Россией.

Образовательная:

  • сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.

Развивающая:

  • расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая:

  • стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы нам понадобятся атласы, учебники и тетради.

Тема нашего сегодняшнего урока - " Взаимоотношения между Китаем и Россией ", последнюю из стран зарубежной Азии.

Китай... древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня, и создало атмосферу перемен, которую все мы наблюдаем.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания?

Ответ:

- страна является нашим южным соседом;

- 2007 год, год Китая в России;

- мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;

- освоение космоса и разработки ядерного оружия;

- по прогнозам в 2011 году Китай выйдет на 1 место, по объему ВВП обогнав США и Японию.

Вывод: Соседство важный фактор географического положения и от того "кто" тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель нашего урока создать образ страны-соседа.

Тему урока записываем в тетрадь!

Работать мы будем по плану:

1. Общий обзор и краткая историческая справка

2. ЭГП Китая

3. Население. Урбанизация

4. Природные условия и ресурсы,хозяйство Китая

5. Культура - традиции и современность.

6. Основные проблемы разития Китая и их взаимосвязь с Россией

По ходу урока мы будем выполнять определенные задания и в итоге получите общую социально - экономическую картину страны и конечно 4 оценки за свой труд в разных работах

2. Изучение нового материала

1. Начнем знакомство с Китаем с общих сведений и краткой исторической справки.

Презентация 1 Знакомство с Китаем

Китай внёс существенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Одним из чудес света является Великая Китайская стена, охраняемая всемирной организацией ЮНЕСКО Вопрос: В чем уникальность этого сооружения?

Работа в парах "Топонимический словарь"

Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия некоторых провинций Китая:

"Бэй" - север, "нань" - юг, "дун" - восток, "си" - запад, "шань" - гора, "юань" и "нин" - равнина, "хэ" и "цзян" - река, "ху" - озеро, "юнь" - облако. (Синьцзян, Юньнань, Хэнань, Шаньдун, Хэбэй)

Ответы: Синьцзян - западная река, Юньнань - южное облако, Хэнань - южная река или территория к югу от Хуанхэ, Шаньдун, гора на востоке, Хэбэй - северная равнина или территория к северу от реки Хуанхэ.

2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.

Учитель: Китай... Древняя и немного загадочная страна...

Пять тысяч лет китайской цивилизации, и гораздо меньше Китайской Народной Республике, рожденной революцией. Какой же сегодня Китай?

2. Давайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты (самостоятельная работа учащихся по атласу стр. 2-3,22; учебнику с. 196)

Проверка:

+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и внешнеэкономических связях.

- большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных районов страны.

Перед Вами на столах лежат именные карты, которые нужно расшифровать

Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.

Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики

3. Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п. 1

Учитель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: "Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы - Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).

Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.

Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа "Характеристика населения Китая" по тексту учебника.

3. Природные условия и природные ресурсы Китая.

4. Население

Справочный материал - Особенности языка и письменности населения Китая (Приложение)

Самоназвание - "хань"

2/5 - молодёжь

В языке 7 основных диалектов

Единая иероглифическая письменность - "путунхуа" ("общепонятный язык")

Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30

Каждый иероглиф произносится определённым тоном ("ма" - мама; конопля; лошадь; ругать)

По этническому составу большинство населения - китайцы .

Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек

Неграмотных в стране - 250 млн.

Китайская иероглифическая письменность - 50 тыс. знаков

Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать - 3,5 тыс. знаков

национально религиозный состав

- соотношение между мужчинами и женщинами (51% - 49%)

- народы - китайцы (хань) 91% и др. народы

- официальный язык - китайский

- письменность - иероглифическая

- религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульмане 2-3%, христианство (католики, протестанты - 1%)

Обратили внимание на множество несоответствий, выделите проблемы проблемы и пути их решения

- продовольственная

- демографическая

- обеспечение населения работой

- диспропорции в размещении (90% живут на 1/3 территории)

- национальный вопрос.

Пути решения демографической проблемы:

Проведение демографической политики с 1978 года, девиз: "одна семья - один ребенок", "народ без братьев и сестер".

Разрешены аборты и стерилизация.

Возраст вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).

Система материального поощрения и наказания (1 ребенок - материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок - штраф 1500 юаней)

5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.

Учитель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Слайд (Приложение)

1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.

2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т. д.

Учитель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая

Слайд (Приложение)

Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме

Учитель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая) электронного учебника для 10 класса (1С): Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.

Учитель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.

Главные земледельческие районы:

  • "Жёлтый Китай" - выращивание пшеницы, кукурузы
  • "Зелёный Китай" - посевы риса, чайные плантации.

Учитель: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае

Время для пития чая

Чай можно пить в такое время:

  • когда ты празден;
  • когда слушаешь скучные стихи;
  • когда мысли спутаны;
  • когда отбиваешь такт, слушая песню;
  • когда музыка умолкает;
  • когда живешь в уединении;
  • когда живешь жизнью ученого мужа;
  • когда беседуешь поздно ночью;
  • когда занимаешься учеными изысканиями днем;
  • в брачных покоях;
  • принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
  • когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
  • в хорошую погоду;
  • в сумерки дня;
  • когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
  • среди раскидистых деревьев и бамбуков;
  • когда распускаются цветы;
  • в жаркий день, у зарослей лотоса;
  • возжигая благовония во дворе;
  • когда младшие покинули комнату;
  • когда посещаешь уединенный храм;
  • когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину

6. Внешнеторговые связи.

Слайд - Главные внешнеэкономические партнёры Китая - Япония, США, Россия.

7. Китай - страна древней культуры.

Учитель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и прежде всего страна древней культуры.

Национальные традиции и культура

Быт и традиции китайцев представляют настоящий этнографический калейдоскоп, разобраться в котором нам помогут творческие группы. Выступление 3 творческих групп.

  • Национальная кухня
  • Праздники Китая
  • Национальные особенности китайского народа

Вопросы для работы

1 уровень

  • В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
  • Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?
  • В каком году возникла КНР?
  • Какой климат преобладает на территории Китая?
  • Назовите денежные единицы Китая.
  • Родиной, какого напитка является Китай?
  • По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?

2 уровень

  • Как решаются в Китае основные демографические проблемы?
  • Спрогнозируйте ситуацию в Китае при условии отмены демографической политики.
  • Какой вид китайской гимнастики получил широкое распространение в Китае и почему?
  • Объясните появление столицы Китая именно в этом месте.
  • Почему искусство феншуй становиться столь популярно в нашей стране?

Практическая работа "Особенности положения, экономики и жизни Китая"

Учитель: Китайских предпринимателей сегодня интересуют сырьевые богатства Сибири и Дальнего Востока. В Китае существует идея "современной целины". Она призвана привлекать китайские предприятия для освоения сибирских месторождений, транспортировке в Китай нефти,газа, леса. Однако - это сотрудничество,а не экспансия. Китай неоднократно высказывался о "превращении границы между государствами в границы вечного мира и дружбы", а как к данному вопросу относитесь Вы?

Вопросы и ответы учащихся. Оценки за урок.

Домашнее задание:

Практическая работа

1. Обвести границу Китая.

2. Подписать пограничные государства, моря.

3. Отметить полезные ископаемые Китая.

4. Подпишите крупные города (Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и портовые территории).

5. В указанных городах показать главные отрасли специализации.

6. По всей территории цветовой гаммой отметить сельскохозяйственную специализацию.

Приложение.