"Уроки добра", изменяющие стереотип мышления детей в представлении людей с ограниченными возможностями

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Омский музыкально-педагогический колледж и Дом детского творчества Октябрьского административного округа г. Омска объединяет многолетняя совместная работа и дружба, в ходе которой реализовывались различные проекты. Наиболее интересным был проект "Уроки Добра".

"Уроки Добра" - это программа деятельности добровольцев общественных организаций, людей с ограниченными возможностями, студентов Омского музыкально-педагогического колледжа, педагогов Дома детского творчества Октябрьского округа, направленная на изменение стереотипа мышления детей и подростков по пониманию проблем людей с ограниченными возможностями и включению их в активную жизнь общества.

Идея рассказать о жизни и возможностях инвалидов возникла тогда, когда наши студенты, проходя педагогическую практику, столкнулись с проблемой при общении в творческих детских объединениях: здоровые дети не готовы общаться, осуществлять общую деятельность с детьми-инвалидами в силу психологической неподготовленности и отсутствия практических навыков. Причиной также является стереотип отчужденности и отсутствия общих интересов у детей-инвалидов с социумом. Решение этой проблемы мы увидели в проведении серии уроков в образовательных школах округа и в учреждениях дополнительного образования.

Сам по себе термин "инвалидность" включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения всех стран мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Эти особенности могут быть постоянными или временными.

Как правило, родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, стремятся обеспечить своему ребенку максимальную безопасность, чрезмерную защиту и опеку в любом возрасте. Это приводит к тому, что особый ребенок не имеет опыта общения с социумом, самостоятельно не решает возникающие проблемы в общении со сверстниками, что вызывает изолированность, замкнутость в обществе и усугубляет негативное состояние его внутреннего мира и оценки восприятия себя в обществе. Для успешной социализации необходимо их общение со здоровыми детьми и наоборот.

"Уроки Добра" - это площадка для установления контактов между сверстниками, обоюдная заинтересованность в познании разных областей жизнедеятельности, сопровождение и погружение детей и подростков с разными особенностями в общую деятельность, через развитие в них таких черт, как понимание, чуткость, поддержка и сопереживание.

В основе нашей работы при подготовке и проведении "Уроков Добра" легли рекомендации Московского представительства Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ), опыт работы Региональной общественной организации "Перспектива" г. Москва, а также общественных организаций г. Омска.

В организационный период мы обратили серьезное внимание на следующие моменты:

1. Отбор и подготовку ведущих уроков (желательно, чтобы уроки вели два человека).

2. Определение критериев отбора ведущих уроков.

3. Учет психологической совместимости ведущих.

4. Проведение обучающего семинара.

5. Координирование своих действий с администрацией учреждений образования, где будут проводиться уроки.

При проведении "Уроков Добра" необходимо учесть:

1. Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенностях и трудностях.

2. Опыт общения между сверстниками с разными возможностями.

3. Объективное создание ситуации общения через игровые упражнения, которые нацелены на погружение здоровых детей в атмосферу жизненных ситуаций особых детей.

4. Разнообразие интерактивных методов обучения, таких как игры, моделирование ситуаций, демонстрация видеофильмов, презентация, проведение конкурсов.

Условия проведения "Уроков Добра":

1. Ведущими уроков должны быть, с одной стороны, педагоги дополнительного образования или студенты педагогических учебных заведений, с другой стороны, родители особых детей или представители общественных организаций.

2. Четкое распределение ролей между ведущими.

3. Стремление к построению и развитию партнерских отношений между детьми, между детьми и взрослыми.

4. Нестандартность форм проведения уроков.

В проведении наших уроков принимали участие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, и поэтому для нас была очень важна их поддержка:

Бушкова Г.А., мама, воспитывающая ребенка-инвалида, участница проекта: "Мой Павлуша находится на домашнем обучении. Одноклассники не бывают у нас дома. А хотелось, чтобы у него не было дефицита общения, чтобы он не чувствовал себя изолированным от общества сверстников. Общение с другими может дать моему ребенку больше, чем ожидание. Я на уроке рассказывала, какие проблемы у наших детей, можно ли играть с детьми-инвалидами в игры? Какую игру выбрать? Как вместе придумывать новые игры?..".

Крунэ О.С., участница проекта: "Я - инвалид первой группы по зрению, но, благодаря любящим родителям, прекрасным друзьям и замечательным преподавателям, я не чувствую себя неполноценным человеком. С удовольствием приняла участие в проведении "Уроков Добра". Они показали, что, несмотря на черствость и равнодушие, которые нас окружают, дети испытывают самые добрые чувства к людям, которые имеют какие-либо ограничения и готовы помогать им. Мне кажется, что главная задача наших уроков - это помочь сохранить и провести через всю жизнь те светлые и добрые чувства, которые наполняют их сердца!".

Хлыстов А.В., участник проекта: "Я отец двоих детей, которых надо выучить, одеть, накормить. Для меня, инвалида второй группы, это трудная задача. Вот эти проблемы мы и поднимали на "Уроке Добра", чтобы дети были более внимательными и чуткими к инвалидам и к своим сверстникам".

В организации и проведении "Уроков Добра" принимали участие студенты БОУ ОО СПО "Омский музыкально-педагогический колледж", специальность "Педагогика дополнительного образования", педагоги дополнительного образования БОУ ДОД г. Омска "Дом детского творчества Октябрьского административного округа":

Захарова Е.С., педагог "Омского музыкально-педагогического колледжа": "Общаясь с инвалидами, видя, как они работают, занимаются спортом, отдыхают, я поняла, что у них жизнь сложнее, чем у нас и у них больше проблем, чем у здоровых людей. Они умеют, а главное хотят жить полной жизнью, быть нужными обществу. Но в силу различных обстоятельств - это не всегда получается. Поэтому, идя на этот урок, я хочу, чтобы дети, с которыми мы работаем, задумались над проблемами существования и общения инвалидов, чтобы они поняли, что инвалиды такие же люди, как и мы. Эти дети, став взрослыми и планируя жизнь, будут учитывать возможности и желания людей с ограниченными возможностями, потому что вплотную соприкоснуться с ними в общей деятельности. Я ставила одной из основных задач на "Уроке Добра" формирование представлений о том, что надо делать для интеграции инвалидов в общество. В ходе решении этой задачи мы проводили игры и обсуждали с ребятами проблемные ситуации".

Иванова Ирина, студентка "Омского музыкально-педагогического колледжа": "Проведя один "Урок Добра", я поняла, что этого недостаточно, потому, что детям интересна эта тема разговора. Человека всегда влечет что-то новое. Новым является как раз то, что, сталкиваясь с детьми-инвалидами, дети не всегда понимают, что за этим стоит: чья-то боль, крик о помощи, а может, даже и разочарование и в себе и в других людях. Разговаривая на уроке об инвалидности, я почувствовала, что помогаю людям с ограниченными возможностями, так как после информации, которую получают здоровые дети, большинство из них будут внимательнее и заботливее по отношению к инвалидам.

Соломченко Л.В., педагог Дома детского творчества Октябрьского административного округа: "Впервые мы заговорили о вещах, о которых раньше молчали. Это на меня произвело такое сильное впечатление, что я задумалась о боли и бедах людей, которым намного хуже, чем мне. Дети по-разному реагировали на наш урок, но до сердца каждого удалось достучаться и обратить внимание на чужую боль и чужие раны. Самое страшное - это равнодушие к чужой беде и, если дети изменят свое отношение к проблеме инвалидности, то мы не напрасно провели этот урок. Для меня было очень полезно и интересно провести такое занятие".

Жирнова Т.А., педагог Дома детского творчества Октябрьского административного округа: "Я работаю педагогом дополнительного образования. Однажды, когда ко мне на урок пришла девочка с ДЦП, мне стало страшно. Я с такими детьми не общалась, поэтому боялась, что вдруг что-то случится с ней. Подготовка к "Урокам Добра" помогла мне преодолеть этот барьер. И я считаю, что общение необходимо с детьми-инвалидами не только детям, но и нам, взрослым".

Плоцкая Ю.В., директор БОУ ДОД г.Омска "Дом детского творчества ОАО": "Очень часто мы боремся с уже возникшей проблемой вместо того, чтобы ее предупредить. Сейчас мы столкнулись с проблемой непонимания, "бездушности" общества по отношению к детям-инвалидам. Именно "Уроки добра" призывают к терпимости и взаимопониманию между людьми, к восприятию друг друга такими, какие они есть. На своих уроках мы хотели обратить внимание детей на проблему инвалидности, помочь им изменить свое отношение к детям-инвалидам, главное, не оставаться безучастными по отношению к ним. Я поняла, что мы добились своей цели, когда дети в конце урока написали письма детям с ограниченными возможностями. Большинство ободряли их, желали всего хорошего, а главное, оставляли свои адреса и телефоны, стремясь подружиться с этими ребятами".

Письма учащихся к ребятам инвалидам и их предложения, как им помочь:

"Вася, привет! Хочу тебе пожелать счастья и здоровья. Не думай о своей болезни, она пройдет, и ты будешь влюбляться, гулять, ходить на дискотеку. Пока! P.S. Будь здоров! Андрей"

"Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как здоровье? Я желаю тебе всего самого лучшего. Каким бы ты ни был, не расстраивайся, что ты инвалид. Ведь можно играть в разные игры. Желаю тебе счастья, здоровья и много друзей! Маша"

"Здравствуй, мой друг! Пишет тебе Юлия из 5 класса. Я хочу с тобой поиграть. В общем, будь здоров и не болей. С уважением Юлия. Пока!"

"Не грусти и не стыдись, что ты инвалид. Ты такой не один на свете, ну и что, что ты не ходишь в школу. Не беда! Сережа"

"Инвалиду я бы помог, я бы доказал, что он человек, что он не умер, а живет. Он вполне может играть, читать, гулять хоть с чьей-то помощью. Саша".

"Я бы дал инвалиду работу, обеспечил его бесплатным питанием и всегда помогал ему в трудной ситуации. Юра"

"Нужно создавать группы поддержки инвалидов и помогать им, собирать деньги для лечения. Ира"

"Я бы сделала ему что-то хорошее: такую операцию, которая бы ему помогла, хороший дом, прислугу. Оля"

"Инвалид должен жить в радости, и мы должны ему помочь в этом. Надо чаще находиться с ним и не давать грустить Сережа"

Конспект "Урока Добра"

Цели урока:

  • Формирование у учащихся представления об инвалидности, осмысление положения инвалидов в обществе (классе).
  • Осмысление своего отношения к людям с ограниченными возможностями.

План урока:

  1. Знакомство с детьми.
  2. Введение в проблему через игры с ограничениями: "Змей Горыныч", "Отгадай пословицу", "Водяной".
  3. Беседа об инвалидности.
  4. Обсуждение письма Маши С., ответы ребят на её письмо (индивидуальные задания).
  5. Подведение итогов.

Ход урока

Ведущие урока:

Здравствуйте! Мы рады вас видеть на "Уроке Добра". Ваши уроки обычно называются по-другому, например: математика, русский язык, литература и т.д., а урока с таким названием у вас еще не было. Почему он так называется? Это вы узнаете в конце урока. Для начала давайте познакомимся. Нас зовут :. А ваши имена мы узнаем с помощью игры "Торт". Правила игры просты: первый участник называет свое имя и тот продукт, который он кладет в торт, но начинаться он должен на первую букву вашего имени. Например: Лена - лимон. Следующий участник повторяет сказанное предыдущим и называет свое имя и продукт: Лена - лимон, Оксана - орехи и т.д. (Игра "Торт")

Ведущие урока:

Теперь нам легче будет общаться друг с другом, и мы хотим предложить поиграть еще в одну игру. Называется она "Змей Горыныч". Знаете ли вы, кто это такой? Правильно, это чудовище с тремя головами, двумя крыльями и четырьмя лапами. Чтобы начать игру, нужно разделиться на две команды. В каждой команде играющие разбиваются на тройки. Каждая тройка - "Змей Горыныч". В тройках играющие берут друг друга за талию и, таким образом, у крайних игроков остается по одной свободной руке. Ноги центрального игрока связываются с ногами соседей. Теперь вы должны в таком положении добежать до стола, на котором лежат ножницы и лист бумаги и вырезать квадрат любого размера. После этого тройка возвращается к своей команде, освобождается и связывает ноги следующей тройке. (Игра "Змей Горыныч")

Ведущие урока:

Молодцы! А сейчас каждой команде мы выдадим карточки с пословицами. Вам нужно показать другой команде пословицу с помощью жестов.

Пословицы:

  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Командам дается две минуты на подготовку. (Игра "Отгадай пословицу")

Ведущие урока:

Спасибо командам. Следующая игра называется "Водяной".

Правила игры следующие: водящий сидит в кругу, у него завязаны глаза. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается. "Водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим. (Игра "Водяной")

Ведущие урока:

Вам понравилось играть в эти игры? А что было особенного в них? (ребята отвечают)

Вопросы для обсуждения:

Действительно, мы играли в игры, где вы были в чем-то ограничены: не могли видеть, свободно двигаться, разговаривать.

  • Что вы чувствовали при этом?
  • Вам было неудобно?
  • Вы хотели освободиться от ограничений?
  • Как вы думаете, есть люди, которые не могут говорить, видеть, не могут ходить продолжительное время или всегда?
  • Как мы называем таким людей?
  • Вы знаете их?
  • Чем они занимаются, как живут?
  • Как вы относитесь к таким людям?
  • Вы бы хотели с ними общаться, дружить, вместе играть?

Ведущие урока:

Давайте подведем итоги: инвалиды - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут играть с вами, участвовать в различных мероприятиях, делах.

Ведущие урока:

А сейчас, ребята, мы познакомим Вас с содержанием одного письма, которое было опубликовано в одной газете. Его написала Маша С., послушайте его:

"Дорогая редакция! Меня зовут Маша. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают. Мне очень одиноко! Посоветуйте, что мне делать?"

Ведущие урока:

Вот такая ситуация возникла у Маши С. Сейчас мы выдадим листочки, а вы попробуйте ответить на письмо Маши.

Ответы детей:

"Дорогая Маша! Я тебя понимаю. Я один раз тоже попала в такую ситуацию. Я хотела бы с тобой поближе познакомиться и переписываться. Зиннер Яна".

"Дорогая Маша! Относись к этому проще, значит, это не судьба иметь этих друзей. Постарайся найти других друзей. А если не сможешь, то не забывай, что у тебя есть родители, которые тебя любят. Алена".

"Маша! Потом те, кто дружили с тобой, очень пожалеют об этом. Может быть, ты будешь знаменитой и самой-самой красивой девочкой. Асель".

"Маша! Наверное, надо проявлять больше оптимизма. Я думаю, что они вернутся, если они настоящие друзья. А пока можешь завести себе новых друзей и не грусти. Сережа".

Ведущие урока:

И заканчивая наш урок добра, мы просим вас подойти к листу ватмана и ответить на вопрос: "Почему этот урок так называется?"

Ответы детей:

"Я думаю, что урок добра прошел не зря. Может быть, в этот день, кто-то стал чуть-чуть добрее".

"Урок добра называется так, потому что мы играли в игры и, добро, можно сказать, посвятили детям-инвалидам".

"Мне кажется, что этот день не зря назван "Добрым"! Это у нас все на своих местах, но есть люди, которых называют "инвалидами". И мы должны проявить сочувствие".

Ведущие урока:

Спасибо за работу. Нам было приятно общаться с вами. До свидания!