Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика


Форма проведения: тематическая встреча с родителями.

Цели. Совместно с родителями осмыслить основные духовно-нравственные ценности, провести тренинг навыков нравственных отношений к людям и адекватной оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

Ход собрания

Как счастливы те из нас, кто на своем собственном опыте знают, что такое "семейный лад". Жить в ладу друг с другом и со своей совестью - это ли не семейное счастье? Сколько бы лет не прошло с тех пор, вспоминается то, что стало символом семьи. Для кого-то - это семейные праздники, для кого-то - походы в лес или выезды на дачу, кто ощущает на сердце тепло, вспоминая ритуал семейных вечерних чаепитий и задушевных бесед у пузатого самовара.

Однако многим из нас и вспомнить будет нечего: И дело тут не в нашей памяти, а в бесцветности семейного бытия. Многие психологи придерживаются мнения, что на самом деле больших разнообразий в семейном устроистве нет, потому и поделили их на следующие "модели".

Одна из таких "моделей" называется "семья-крепость". В такой семье каждый чувствует себя защищённым от бед и невзгод, но жить в такой семье тоже надо уметь. Если глава семьи отец, то он всегда берет ответственность на себя. Мать, как правило, для своих детей является доброй матерью и уважаемой хозяйкой дома. В таких семьях дедушка и бабушка-не обуза, а "важная составляющая". Там они пользуются уважением детей и внуков до конца своих преклонных лет. В такой "семье-крепости" каждый знает свои обязанности, умеет подчинять свои интересы интересам семьи и соотносить свои запросы с возможностями родни. Родовые связи в такой семье крепкии и не рвутся с уходом в иной мир родителей. А родители здесь, как правило, люди степенные, положительные, совестливые, часто всего-верующие.

Другая модель - "семья-гостиница". В ней всякий живет так, как ему удобно, не очень обременяя себя с общими требованиями и обязанностями, не особенно согласуясь с мнениями близких. Самый главный принцип спокойной жизни в такой семье "Живи сам и не мешай жить другим!" Близких душевных или духовных связей между родными в такой семье лучше не искать. Их там и быть не может или они настолько истончились, что дети зовут родителей по именам, кличкам и обращаются как с "приятилеми". Именно в таких семьях иногда появляется тяга к независимости даже в мелочах. В такой семье каждый живет своими собственными интересами, потому и старикам тут, как правило, места нет. Им лучше доживать свой век отдельно от кровной родни, от детей-внуков.

Третья модель - "семья-служба". Взаимоотношения всех членов в такой семье строго регламентированы, к своим обязанностям родителей отец и мать относятся серьёзно, доросовестно, у детей в такой семье не может быть дневник не подписан родителями к понедельнику. Только особого тепла между родителями и детьми, а уж тем более со стариками, если те ещё живы, нет и не может быть. Да и откуда ей взяться, духовной близости, если у каждого душа на замке? Почему так? А незачем тратить своё душевное тепло и сочувствие на других, лучше для себя сэкономить. Только во тут возникает вопрос: а вдруг оно никому потом не понадобиться? Или по привычке не захочется делиться. Потому чаще всего ребенок, вышедший из такой семьи, затрудняется в создании доброго семейного микроклимата в собственной семье, хотя и хозяева они рачительные, и чисто у них - а в гости в такой дом никто не торопится и за помощью или поддержкой к ним никто не обращается. Неуютно у них.

Другое дето - "семья-каторга", тут каждый день то ссоры, то смех. Психологи считают, что дети, вышедшие из таких семей, "зубасты", активны, умеют добиваться своего, не оглядываясь на других. В такой семье все родственные души состоят в постоянной и перманентной войне всех и со всеми. Ни о сочувствии, ни о взаимном уважении или, тем более, почитании тут не может быть и речи. Выживают тут "воприки" и "наперекор" другим. Постоянное состояние тревожности и агрессивности - это то, что отличает детей из таких семей от всех прочих.

А какая по численности и составу должна быть семья, чтобы человек чувствовал себя в ней счастливым, защищенным и состоявшимся?

Семья, где всего один ребенок - ущербная семья. Для него непонятны слова "род", "родня", " родная душа". Приятели, сотрудники, в лучшем случае - друзья.

Все мы знаем, что должен сделать человек, чтобы выполнить своё предназначение на земле: построить дом, посадить дерево и родить сына. Но есть семьи, где ребенок не один, а двое. Но что такое двое детей? Это вечное между ними соревнование. И не только из-за купленных угощений или вещей, а ещё и из-за внимания матери или отца.

Трое детей тоже не панацея от всех семейных бед, но здесь нет самого главного, что отравляет жизнь детям: нет соревновательности и зависти. Дети в такой семье сызмальства готовятся жить среди людей, учатся терпеть, прощать, обиды забывать. Ребенок привыкает жить и с добрым и с жадным, и с сердобольным и с черствым, и с тем, кто создан отдавать и с тем, кто умеет лишь брать.

Жить надо со всеми в ладу, потому: Потому, что это и есть семья! Ах, как этот бесценный опыт пригодится в жизни, в установлении лада с мужем или женой, с детьми, со своими и чужими родителями!

Да жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка. Потому, что именно в семье формируются главные нравственные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто.

В. А. Сухомлинский считал, и мы думаем, что Вы согласитесь с этим высказыванием: "Какая бы ни была у вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждет ещё ответственнейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа до министра. А настоящих родителей не заменит никто".

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации. Предложить родителям обсудить педагогические ситуации, найти выход из них.

Ситуация 1.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустил голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: "Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?"

- Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймёшь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как бы вы поступили в таком случае?

Ситуация2.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадованно кричала:

- Ой, как хорошо! Значит мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем? -кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил её к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Как часто рассуждаем мы о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Какими же должны быть нравственные отношения в семье.

(Родители и педагоги высказывают своё мнение и подводят итог). Это:

  • Любовь и взаимное уважение.
  • Взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Ценность и личная значимость каждого в семье.
  • Участие каждого члена семьи в её жизни- труд, отдых, учеба.
  • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.