Урок русского языка с ИКТ-технологией. Тема: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Форма: урок по русскому языку в 9 классе с ИКТ-технологией

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

  • Образовательные:
    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
    • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
    • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
  • Развивающие:
    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
    • развивать умения создавать схемы БСП;
    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
    • воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся:
    • репродуктивный,
    • частично-поисковый,
    • объяснительно-иллюстративный,
    • исследовательский;
  • по степени активности учащихся:
    • конструктивные,
    • творческие;
  • по источнику знаний:
    • словесные,
    • практические,
    • наглядные,
    • использование АРМ;
  • по стимулированию и мотивации:
    • познавательные,
    • социальные,
    • эмоциональные;
  • по мыслительной деятельности:
    • индуктивные,
    • дедуктивные,
    • аналитические,
    • сравнения,
    • классификации материала;
  • по контролю и самоконтролю:
    • устный,
    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

  • АРМ учителя,
  • учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. Бархударова С. Г. и др.,  Москва «Просвещение»,  2007),
  • тетради учащихся,
  • плакаты,
  • Презентация,
  • Приложение 1 (индивидуальные задания по вариантам),
  • Приложение 2 (ключи ответов и нормы оценки),
  • Приложение 3 (текст рассказа «Схватка с медведем»),
  • Приложение 4 (варианты самостоятельной работы).

План урока:

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.   
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
Слайд 2 –  цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • виды сложных предложений в русском языке;
  • характер смысловых отношений между частями БСП;
  • навыки постановки знаков препинания в БСП;
  • умение строить схемы БСП;
  • умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

1) Терминологический опрос:

– Давайте при помощи учебников (стр. 20) вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

Слайд 3

– Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа:

ССП  –  (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).

Слайд 4

– Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа:

СПП –  (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных  (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся  (внутри придаточных/ зависимых предложений).

Слайд 5

– Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа:

БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных  (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире).

2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?»

– По графическому изображению определите вид сложного предложения.
– Придумайте предложение по схеме:

Слайд 6

Первая команда:

1. [     ], (чтобы)
2. [     ] : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. [     ] – [ быстрая смена событий].
5. [     ], [     ], [     ].
6. (Если), [     ].

Вторая команда:

1. [     ], однако [     ].
2. [     ] : [     ], [     ].
3. Либо [     ], либо [     ].
4. (Когда), [     ].
5.  [ время    ] – [     ].
6. [ условие    ] – [     ].

3) Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в  БСП:

– Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 7 (1-й ученик)

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП пояснительная интонация при причинно-пояснительных отношениях между частями БСП результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени, условии и следствии

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и  условиях их выбора.

Слайд 8  (2-й ученик)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
  • тесно связаны между собой по смыслу,
  • обычно кратки,
  • произносятся тоном перечисления,
  • ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.  [  ], [  ], [  ]. БСП

Слайд 9 (3-ий ученик)

Точка с запятой между частями БСП:

  • части БСП менее связаны по смыслу,
  • более распространены,
  • содержат собственные знаки,
  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо!  [ да ], [межд.,  ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься.  [  да  ], [  ]. БСП

Слайд 10 (4-ый ученик)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

[     ] : [причина]. БСП                 Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как)

2. есливторое пд поясняет первое или к. – н. его член

[     ] : [пояснение]. БСП              Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть)

3. если второе пд дополняет первое

 [     ] : [дополнение]. БСП           Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что...)

Слайд 11 (5-ый ученик)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление

[     ] – [    ]. БСП                               Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но)                                              Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервое пд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – [     ]. БСП          Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда…)                          Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливторое пд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

[     ] – [вывод, следствие]. БСП       Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому)                        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

[     ] – [    ]! БСП                               Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливторое пд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

[     ] – [сравнение]. БСП                  Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что)

IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:

Слайд 12.

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;
  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
  • поставить необходимый знак препинания;
  • построить схему БСП.

2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).

Объяснение порядка выполнения работы:

  • подписать карточку;
  • вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
  • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.

(Приложение 1)

Вариант 1

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

          последовательность событий
          [  ], [  ], [  ].

2. Служить бы рад –  прислуживаться тошно.

          противопоставление
          [  ] – [  ].

3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

          пояснение
          [  ] : [  ].

4. Алешка поднялся –  заря ещё занималась.

          время
          [  ] – [  ].

5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.

         дополнение
          [  ] : [  ].

Вариант 2

1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

          пояснение
          [  ] : [  и  ].

2. За всё браться – ничего не сделать.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Я понимал: выручить нас может только случайность.

          дополнение
          [  ] : [  ].

4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

          последовательность событий
          [  ] , [  ].

Вариант 3

1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

          причина
          [  ] : [  ].

2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

          пояснение
          [  ] : [  ].

4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

          последовательность событий
          [  ], [ и  ].

5. Вот затрещали барабаны –  отступили басурманы.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

Вариант 4

1. Всё так четко, ладно – душа радуется.

          вывод
          [ ,  ] – [  ].

2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

         последовательность событий
         [  ], [  ].

3. Закуковала кукушка – сей ячмень.

         время
          [  ] – [  ].

4. Печален я: со мной друга нет.

          причина
          [  ] : [  ].

5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея.

          пояснение
          [  ] : [  ].

Вариант 5

1.  Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален.

           одновременность событий
          [  ], [  ].

2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

          время
          [  ] – [  ].

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.

          дополнение
          [  ] : [  ].

4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

          причина
          [  ] : [  ].

5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно.

          следствие
          [  ] – [  ].

Вариант 6

1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

          причина
          [  ] : [  ].

2. Упустишь минуту – потеряешь час.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.

          последовательность событий
          [  ], [  ].

4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.

          дополнение
          [  ] : [  ].

5. Раздался выстрел – зверь упал.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

3) Взаимопроверка правильности выполнения задания

– Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю.
(Приложение 2)

Слайд 13    Ключи ответов по вариантам и нормы оценки.

V.  Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике

1) Устная работа с текстом:

– Выразительно прочитайте текст (Приложение 3).
– Определите виды сложных предложений в тексте.

Слайд 14

Схватка с медведем.

Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП  Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог,  поэтому он погиб голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

2) Литературная справка:

Слайд №15

– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!

Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.
Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.
Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.

3) Письменная работа с текстом:

– В тетрадях для контрольных работ запишите название текста.
– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

Слайд 16

Схватка с медведем

Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление)  Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие)

VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание

1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа

Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.

Объяснение порядка выполнения работы:

  • в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
  • выполнить пять заданий работы

(Приложение 4)

Первый вариант

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
  2. Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
  3. Родина будь спокойна дети отцов достойны.
  4. Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
  5. Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно  поставить запятую.

  1. Синеет даль гудят проселки.
  2. Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
  3. Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
  4. Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
  5. Погляди в свое окно все на улице красно.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
  2. Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
  3. Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
  4. Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
  5. Дворник радио включает птицы слушать не дают.

4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

  1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
  2. Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
  3. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
  4. На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
  5. Не будут пятки белые они же загорелые!

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • амф…театр
  • кл…ше
  • п…лисадник
  • экспре…ия
  • ф…льетон
  • за…вление
  1. небольшой огороженный садик перед домом
  2. художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
  3. письменная просьба о чем-нибудь
  4. яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
  5. места для зрителей
  6. стереотипное выражени

Второй вариант

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
  2. Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
  3. Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
  4. Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
  5. Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

  1. Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
  2. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
  3. Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
  4. Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
  5. Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Друге дети учатся я сплю до десяти.
  2. Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
  3. Мы кричали три часа потеряли голоса.
  4. Третий день болит душа не могу поймать ерша.
  5. Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

  1. Он попробовал шевелить левой рукой   она не двигалась.
  2. Щеке было холодно она касалась снега.
  3. Только вижу бледный всадник опустился на траву.
  4. На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
  5. И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • инд…катор
  • экспре…ивность
  • реф…рат
  • с…циальный
  • д…фрагма
  • а…тоб…ография
  1. краткое изложение содержания научной литературы
  2. прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
  3. сухожильно-мышечная перегородка или непроницаемая перегородка (для света)
  4. описание своей жизни
  5. яркая, сильная выразительность эмоции
  6. порожденный условиями общественной жизни

VII.  Итоги урока

1)  Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках).

2) Собрать тетради для контрольных работ.