Воспитание патриотизма учащихся в решении биологических задач

Разделы: Биология


Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотическое воспитание - это воспитание чувства гордости за своё отечество, умение бережно хранить и передавать из поколение в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя её надо изучать. Другое Отечество и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран.

Школьный курс биологии в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважение и любовь к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремление сберечь, украсить и защитить её.

Так, например, в 5 классе на уроке природоведения при изучении "Разнообразия растительного мира", рассказывается о том, что берёза является символом России, символом нашей Родины.

Когда великий русский поэт М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке, как символу своей Родины. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас.

При изучении темы в 6 классе "Способы распространения семян" использую задачу из учебника 500 экологических задач авторы Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. В старую Шлиссербургскую крепость на многие годы царским правительством был заточен известный ученый - астроном Н.А. Морозов. Крошечный дворик, напоминающий каменный мешок, куда изредка на прогулку выводили заключенных, был окружен каменными стенами. За короткие минуты прогулок с 1888 по 1896 год ученый собрал гербарий маленьких хилых растений тюремного двора. Всего в нём оказалось около 300 видов. Среди них были даже смородина и рябина. Вопрос, на который должен ответить учащиеся: "Как могли попасть растения на тюремный двор"?

При изучении материала в 6 классе по теме "Торфяной мох и образование торфа" я рассказываю ребятам следующую историю. Шёл 1919-й год. На севере нашей Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Врач вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мёрзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили но простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нём фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.

При изучении темы "Виды корней и типы корневых систем" рассказываю о том, что в книге "Жизнь растений" К. А. Тимирязев пишет: "Природа здесь прибегла к уловке:Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение:" О какой уловке говорит Тимирязев? При помощи чего корень в состоянии "обежать большее число частиц почвы"?

При изучении темы "Фотосинтез" рассказываю, что К. А. Тимирязев писал: "Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно , - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений."

При изучении темы " Голосеменные" рассказываю о том, что встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники - зеленомошники с толстым бархатисто мягким ковром зелёных мхов. О таких лесах Н.А.Некрасов писал: "Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей". Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические особенности ели.

При изучении темы " Вегетативное размножение растений" рассказываю о том что казалось бы , полное уничтожение пырея будет истинным благом для земледельца. Крестьяне назвали этот сорняк " ведьминой травой" . Живучесть и быстрота размножения делают затруднительной борьбу с этим многолетним сорняком . Но, оказывается, у пырея нашлись защитники среди учёных. 50 лет жизни посветил академик Н.В. Цицин скрещиванию пшеницы с пыреем, и работа увенчалась успехом. Какую цель преследовал Н.В. Цицин и его ученики в данном научном писке ?

При изучении темы "Болезнетворные бактерии" рассказываю о жизни ученых которые занимались изучением бактерий, особенно болезнетворных. Ни сил ни труда не жалели русские ученые для установление причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Забалотный, И.В. Мамонтов. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манжурии, самый молодой врач И.В. Мамонтов написал матери: "Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить что люди добьются, хотя бы и путем многих страданий, настоящего человеческого счастья на земле, такого прекрасного, что за представление о нем можно отдать всё, что есть лично, и самую жизнь". А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А. Даминского: "Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полеченные культуры. Записи все в порядке. Остальное расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.".

Рассматривая тему "Происхождение культурных растений", сообщаю ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова.

В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов - хранитель риса, А.Г. Щукин - хранитель масличных культур, Л.М. Розина - хранитель овса... Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекций в блокадном Ленинграде - это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена - хлеб будущего.

После войны вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удаётся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимается на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.

При изучении темы "Семейство злаков" в 6 классе. Ребята знакомятся с особенностями злаков на примере пшеницы. Рассказываю о знаменитом селекционере П.П. Лукьяненко, который создал около 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, не полегающих и устойчивых против ржавчины: Безостая-1, Аврора, Кавказ и т.д. Он однажды признался: "Я 24 часа в сутки занят пшеницей, я даже во сне вижу делянки". Заслуги П.П. Лукьяненко отмечены Ленинской и Государственной премией СССР. Он дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда. Его жизнь - подвиг во имя Родины, во имя нас, живущих ныне.

При изучении темы "Общая характеристика класса насекомых" 7 класс зачитывается: Шло лето 1899 года. Композитор Н.А. Римский-Корсоков работал в Вечани над "Сказкой о царе Солтане". В его записной книжке обнаружена такая запись: "Мошкара гудит на "фа-диез", пчелы на "си", жуки на "ре", шмели на "до" или "до-диез"". Какое значение имеют различия в звуках разных насекомых.

При изучении темы "Костные рыбы"рассказываю, что имеются сведения, царь Пётр 1 запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Пётр 1?

При изучении отряда Куриные рассказываю о том, что замечательный русский орнитолог С.А. Бутурлин рассказывал: "В нагорных тундрах Норвегии много белых куропаток. Охота на них - подсобный промысел местного населения. Серьёзный враг куропаток в тех местах ястреб- тетеревятник. Вот норвежцы и уничтожили всех тетеревятников. А через несколько лет им пришлось ввозить этих ястребов".Объясните описанные факты.

При изучении отряда Парнокопытные рассказываю о том, что профессор А.Г. Банников утверждал: "При локальных подъемах численности вредителей леса кабаны их настолько подавляю, что устраняют вспышку... Кабаны способствуют...возобновлению древесных пород. В этом отношении велика роль кабана в моховых ельниках, кедровниках и дубовых лесах". Объясните слова ученого.

При изучении дневных хищных птиц рассказываю о том, что профессор Г.П. Дементьев в статье рассказал об эксперименте известного охотника Эйтермозера. Десять своих соколов Эйтермозер стал напускать на ворон. Ловчие птицы сбили 136 ворон. Их внимательно осмотрели: 55 из них явно неважно себя чувствовали до того, как попали в когти соколу. В той же местности без помощи соколов добыли 100 ворон, из них больных было 21. Какой вывод можно сделать, анализируя полученные данные?

Программы по биологии предусматривают введение в учебный процесс материала по региональному компоненту. Цель введение регионального компонента - это создание условий развития у учащихся универсального мира восприятия через понимание малой родины как части большого мира. Введение в преподавание биологии местного материала позволяет обеспечить изучение животного, растительного мира, природных сообществ родного края. В связи с этим уроки биологии должны нести информацию о многообразии и специфичности флоры и фауны родного края, экономических проблем поселка, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности очень важны. Школьное патриотическое воспитание это закалка души и тела.

Презентация.