Занятие "История о том, как зверята дружбе учились". 1-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 1


Цели:

  • определение дружелюбия и доброжелательности как неотъемлемой составляющей нравственного развития личности;

  • формирование эмоциональной децентрации учащихся, эмпатии;

  • развитие коммуникативных навыков детей.

Материалы и оборудование:

  • перчаточные куклы (Петушок, Мышка, Лиса, Кот);

  • напечатанные на отдельных листах бумаги пословицы,

  • заготовки макета ёлки на листе ватмана;

  • мелки пастели зелёного цвета (6 шт.);

  • листки бумаги, по форме похожие на ёлочные украшения (по количеству детей);

  • скотч, карандаши или шариковые ручки, магниты, колокольчик;

  • аудиозапись детской песенки “Если весело живется…”.

Продолжительность занятия: 35 мин.

Ход занятия

Ведущий: “Ребята, сегодня к нам пришёл в гости ваш знакомый Ученый Кот. Он учитель в Лесной школе и принес вам интересное задание”. Ведущий показывает детям игрушку и говорит из роли Кота: “Здравствуйте, дети!”

Упражнение “Пословицы о дружбе”

Ведущий в роли Кота предлагает трём учащимся прочитать по очереди пословицы.

Пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Дети читают пословицы. Затем идет обсуждение их смысла. О чем эти пословицы? Чему они нас учат?

Ведущий: “Правильно ребята, все эти пословицы о дружбе и сейчас мы хотим вам рассказать историю о том, как зверята дружбе учились”.

Ведущие показывают игрушки Кота, Петушка, Лисички и Мышки.

Учёный Кот: “Учатся мои зверята в Лесной школе уже полгода. Скоро Новый Год, а я вижу, что мои ребята никак не могут подружиться. То поссорятся из – за пустяка, то обидятся друг на друга, а потом даже вспомнить не могут, из – за чего обиделись”.

Лисичка: “Мне вот недавно на хвостик наступили и даже не извинились! Не хочу я теперь с ними дружить”.

Петушок: “Отдай карандаш! Это мой” (Петушок “держит” карандаш, а Мышка отнимает).

Мышка: “Нет, Петя, это мой карандаш! Мне его мама подарила!”

Учёный Кот: “Решил я своим ребятам - зверятам помочь стать дружелюбными и доброжелательными. Предложил я им всем вместе ёлку нарядить”.

Петушок: “А я знаю, где ёлочку найти в лесу можно, я её ещё летом заприметил. Красивая, высокая!”

Ведущий: “Ходили, ходили зверята по лесу, замёрзли, а ёлочку найти не смогли, все тропинки снегом замело”.

Лисичка: “Вот ты, Петя, какой хвастун, говорил, что знаешь, где ёлка, а сам… Эх… Будем мы теперь без ёлочки Новый год встречать!”

Мышка: “Подождите, не ссорьтесь, может ребята нам помогут ёлочку найти? Поможете ребята?”

Ведущий выдаёт учащимся, сидящим за первой партой каждого ряда, по два одинаковых мелка зелёного цвета и по одной части ёлочки, нарисованной на листе ватмана.

Ведущий: “Ребята, вам предстоит нелёгкая работа. По моему сигналу (звон колокольчика) те ребята, у которых сейчас мелки и лист бумаги, раскрашивают его в зелёный цвет. После того, как я позвоню в колокольчик (примерно, через 10-15 сек), вы передаёте мелки и бумагу на следующую парту. И ваши одноклассники продолжают работу. Каждый из вас в свою очередь раскрасит часть рисунка”.

Дети попарно раскрашивают части ёлки. Когда задание выполнено, ведущий соединяет части в единое целое и прикрепляет на доску получившееся изображение ёлки.

Петушок: “Спасибо, ребята! Я, чуть было, своих одноклассников и учителя не подвёл. А вы так дружно работали! Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась!”

Учёный Кот: “Какие вы молодцы! (обращение к зверятам) И вам, ребята, спасибо, что вы такие доброжелательные и не бросили моих учеников в беде! Устали, наверное, давайте поиграем (обращение к классу)”

Игра “Что бывает зимой”

Ведущий: “Ребята, если то, о чём я говорю, бывает зимой, то вы хлопните в ладоши. А если этого зимой не бывает, то подпрыгиваете на месте один раз”.

Дети выходят из-за парт и слушают ведущего.

Фразы, предлагаемые ведущим:

Идёт снег (хлопок)

Замерзает вода в реках и озёрах (хлопок)

Растут грибы (прыжок)

Катаются на велосипеде, роликах (прыжок)

Прилетают птицы (прыжок)

Ходят на лыжах (хлопок)

Катаются на коньках (хлопок)

Желтеют листья (прыжок)

Лепят снеговика (хлопок)

Появляются первые цветы (прыжок)

Собирает ягоды (прыжок)

Играют в снежки (хлопок)

Лисичка: “Ой, ребята, а ёлочка у нас не наряженная”.

Мышка: “А я нечаянно игрушки разбила. Хвостиком махнула, а они на пол упали и разбились все-все-все…”

Петушок: “Ах, ты, растяпа! Что нам теперь делать?!”

Лисичка: “Подождите, не ссорьтесь, может нам ребята смогут помочь?”

Ведущий: “Ребята, чего не хватает на нашей ёлке? Правильно, игрушек! А давайте мы с вами сами сделаем игрушки. Но игрушки будут у нас не простые, а с пожеланиями.

Пожелания могут быть разные. Кто-то желает что-то для себя, кто-то желает для своих близких и друзей, а кто-то желает для всех людей”.

Упражнение “Пожелания”

Каждому ребёнку выдаётся листочек бумаги, по форме похожий на ёлочное украшение. Ведущий предлагает детям написать или нарисовать свои пожелания или то, чего бы они сами хотели получить.

Листочки с пожеланиями зачитываются детьми с помощью ведущего. Отмечается, направленность пожеланий. Затем листочки прикрепляются к ёлке следующим образом:

верхний ярус – пожелания для других людей;

средний ярус – пожелания для близких и друзей;

нижний ярус – пожелания для себя.

Ведущий вместе с детьми анализирует расположение (“концентрацию”) игрушек на ёлке в каждом ярусе. Где больше и какие это пожелания?

Лисичка: “Смотрите, какая елка у нас получилась красивая”.

Петушок: “Спасибо, ребята, нам теперь со зверятами понятно, что если всем вместе, да ещё и дружно дело делать, то нам любое дело по плечу. Ребята, вы согласны?”

Кот: “Спасибо ребята, благодаря вам мои первоклассники стали дружелюбнее друг к другу и поняли, что лучше работать сообща и не ссориться. Давайте с вами все вместе споём весёлую песенку!”

Слово “весело” в песне заменяется на слово “дружно”.

Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши).

Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами),
Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами).

Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен).

Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами, хлопки по ногам выше колен),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами, хлопки по ногам выше колен).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами, хлопки по ногам выше колен).

Ведущий: “Спасибо ребята, мне тоже было интересно и приятно с вами работать”.