Сравнительные подходы в преподавании истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Обоснование актуальности:

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна так подготовить ребенка к жизни, чтобы он не только не растерялся, выйдя за ее порог, но и смог успешно реализовать себя как гражданин, работник, семьянин, творческая личность.
Гуманистическая, личностно ориентированная парадигма образования ставит своей целью дать каждому ребенку тот необходимый набор знаний, умений и навыков, который поможет именно ему, при всех особенностях его личности, успешно реализовать себя в стремительно меняющемся социуме.

Обществоведческие знания в комплексе истории, на мой взгляд, позволяют формировать универсально необходимый для этого набор компетентностей, среди которых:

  • социальная компетентность – способность действовать в обществе с учетом позиций других людей;
  • коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым, оптимальным образом выходить из конфликтов, избежать которых невозможно;
  • информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, навык отбора и анализа социальных фактов;
  • нравственная компетентность – способность и готовность строить свои отношения с людьми по традиционным нравственным законам;
  • автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
  • продуктивная компетентность – умение работать, создавать свой собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Следовательно, необходимо было разработать или адаптировать, такие педагогические технологии, которые позволило бы успешно реализовать поставленные выше задачи. Из разнообразия педагогических технологий мое внимание привлекла технология сравнительных подходов, которая развивает, прежде всего, критическое мышление учащихся, что создает условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечивает три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

Следовательно, актуальность исследуемой темы в развитии сравнительных подходов обучения обусловлена тем, что остро стоит вопрос о недостаточном владении учащимися навыков по анализу и синтезу учебной деятельности, неумении значительной части учащихся самостоятельно приобретать знания.

Исходя и актуальности темы - целью педагогического исследования является: организация процесса познания развивающего критическое мышление у учащихся, умения анализировать и синтезировать получаемую учебную информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественно-исторических отношениях.

Объектом исследования является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории.

Предметом исследования является создание условий позволяющих внедрить новые формы активизации познавательной деятельности в процессе изучения истории и обществознания в школе.

Изучив сущность технологии сравнительного подхода в обучении, сопоставив ее возможности с той проблемой, которую мне необходимо решить (развитие критического мышления для развития самостоятельной деятельности) была сформулирована гипотеза педагогического исследования: если образовательный процесс по общественным дисциплинам выстроить на основе сравнительного обучения, то удается решить проблему развития навыков самостоятельной работы у обучающихся, так как сравнительный анализ предполагает предварительную работу учащихся с дополнительными источниками информации, на основе чего, постепенно развивается потребность в самообучении, то есть внутренняя мотивация.
Исходя из гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи педагогического исследования:

  • изучить литературные источники по использованию технологии сравнительного подхода в обучении;
  • адаптировать технологии сравнительного подхода к условиям школы, в которой работаю;
  • определить наиболее эффективные формы и методы в развитии сравнительного анализа;
  • отследить и проанализировать результаты образовательного процесса

по общественным дисциплинам, реализованного на основе сравнительных подходов обучения.
Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, историческом, национальном, учебно-методическом, воспитательном и т.д.) создание системы уроков в области обществознания и истории с использованием сравнительных подходов в преподавании.

Новизна исследования заключается в попытке по-новому оценить достижения учащегося через развитие его критического мышления путем сравнительных подходов в обучении, что обновит традиционную систему образования через рациональное использование межпредметных связей и углубление внутрипредметных связей; синтез принципа отбора содержания материала в старших классах при переходе ко второму концентру.

Перспективность исследования:

  • тема выбрана в рамках комплексной методической проблемы школы;
  • оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в раскрытии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  • формирование у учащихся системы научных знаний;

Предложенный опыт внедрения сравнительных подходов в преподавании объединяет проблемы исторической и экономической жизни, государства и права, гражданской ответственности, культуры и т.д. Крайне важным в практическом применении опыта является конструктивное использование внутрипредметных и межпредметных связей, как элементов активной методики преподавания.

Методологической основой исследования являются:

  • теория продуктивного обучения (И. Беем и Е. Шнейдер, А.В. Хуторской, С.В. Кушнир и др.),
  • теория деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.)
  • концепция информатизации образования (С.А.Бешенков, С.Г.Григорьев,Т.Б.Захарова, А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, Е.К.Хеннер и др.).

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, программ средней школы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

Анализ практики использования сравнительных технологий в учебно-воспитательном процессе; практические – создание презентаций, таблиц и других дидактических материалов; эмпирические методы - наблюдение, беседа, анкетирование; педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная проверка результатов исследования проводилось на базе ГОУ «Чукотский многопрофильный колледж» и МОУ «Хорогочинская СОШ». Экспериментом были охвачены учащиеся 8-11 классов.

Сроки исследования: 2006-2010г.г.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом (подготовительном) этапе (2006-2007 учебный год) была выделена проблема и намечена тема исследования. Осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализировались различные варианты организации активизации познавательной деятельности учащихся.

На втором (практическом) этапе в 2007-2009 учебных годах создавались презентации и другие необходимые дидактические материалы для практического использования сравнительных подходов в обучении истории и обществознания.

(2007-2008, 2008-2009) опытные результаты продуктивной деятельности учащихся студии были презентованы на педагогическом совете школы.

Были разработаны критерии оценки самостоятельных работ выполненных с использованием сравнительных подходов в преподавании истории и обществознании.

Были разработаны требования к содержанию и оформлению самостоятельных работ выполненных с использованием сравнительных подходов в преподавании.

Работы учащихся были представлены на конкурсах, конференциях и фестивалях различных уровней, где получили достойную оценку.

На третьем этапе (обобщающем) в 2009-2010 учебном году, когда экспериментальная деятельность вошла в фазу органически-составной части учебного процесса, наступило время обобщающего этапа исследования:

1. Анализ результатов эксперимента по выбранным показателям дал следующие результаты:

  • количество учащихся лауреатов и победителей олимпиад по истории и обществознанию (3 победителя областных и окружных олимпиад в Магаданской области и Чукотском автономном округе; 1 лауреат Всероссийской олимпиады по истории в г. Брянске – апрель 2007г.);
  • сдача ЕГЭ – качество 100%, успеваемость – 100% (результаты по Магаданской области и ЧАО);
  • разработанные межпредметные проекты;
  • сравнительные подходы активизировали самостоятельную деятельность учащихся;
  • анализ творческой активности и эффективности самостоятельной работы в новых формах показал, что 40% учащихся продолжают самостоятельную творческую исследовательскую и практическую деятельность в рамках избранной тематики.

На этапе внедрения результатов исследования полученный опыт был обобщен и распространён в ходе выступлений:

  • на курсах повышения квалификации учителей при институте развития образования в ЧАО и Амурской области;
  • на областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года»

При использовании сравнительной методики преподавания общественных дисциплин следует стремиться избегать следующих опасностей:

  • снижение системного характера знаний, формирование мышления эклектичного, бессистемного, случайного (эрудиция без интеллекта);
  • использование некорректных примеров или несравнимых тем, а также

искусственный подбор фактов и явлений для их сравнения, замалчивание или незнание отдельных фактов;

  • отсутствие диалога в сравнении (диалоговый режим работы не всегда свойственен преподавателям, к тому же он выдвигает высокие требования к эрудиции и методическому мастерству преподавателя);
  • злоупотребление цифрами, статистическими данными, превращение сравнения в игру математических цифр.

Практическая ценность исследования заключается в интеграционной его возможности применения не только на уроках по общественным дисциплинам, но и литературы, географии, биологии и других предметов.

Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию устойчивого интереса к истории и обществознанию, могу сделать вывод, что представленная система работы привела не только к определенным позитивным результатам, но и способствует интенсивному развитию учебно-информационным умениям. Ребята овладевают многими умениями и закрепляют навыки, помогающими им на уроках: самостоятельно работать с текстами учебника, дополнительной и справочной литературы, выделять главное в тексте, пользоваться иллюстративным материалом, конспектировать текст, проводить анализ и синтез событий, делать выводы. Во время проведе­ния контрольных работ большинство учащихся выбирает задания, требую­щие не репродуктивного, а творческого подхода.

Предстоит еще много работы, чтобы научить ребят учебно-коммуникативным умениям: высказываться устно, участвовать в учебном диалоге, включаться в коллективное обсуждение проблем. Применение сравнительных подходов обучения способствует развитию учебно-коммуникативных умений. Поэтому этот метод на моих уроках используется чаще, чем другие традиционные методы.

Конечным результатом реализации предложенного исследования должно стать гармоничное развитие личности, ее социализация, воспитание школьников в духе демократических ценностей, выработка и реализация способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина.