Опыт работы в ДОУ с семьей с целью оптимизации детско-родительских отношений

Разделы: Работа с родителями


Мир семьи разнообразен, многолик. Однако семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Но для того, чтобы их решать, надо их видеть.

Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Во все времена, во все эпохи были хорошие и плохие семьи. В зависимости от того, как семья реализует функции воспитания и социализации ребенка, выделяют благополучные, где родители занимаются воспитанием ребенка и семья достаточно материально обеспечена и неблагополучные. Под неблагополучной семьей понимают такую, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей, утративших всякую веру на улучшение жизненной ситуации и продолжающих движение к краху. К неблагополучным семьям относят криминогенные, полуразрушенные семьи.

В последние годы все чаще в моей практике работы воспитателем детского сада комбинированного вида встречаются проблемные семьи, которые не способны выполнять семейные функции, обеспечить психологический комфорт внутри семейного пространства. Проблемные семьи различаются по своим проблемам, их уровню и глубине.

Особые проблемы возникают в неполных семьях. Переход полной семьи в неполную сопровождается “бурями”, “драмами”, накладывающими отпечаток на душевное, психическое состояние детей. Создание новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей.

В семьях из 3-х поколений так же бывают конфликтные ситуации из-за противоположных взглядов на воспитание. В работе с такими семьями учитываем, что старшее поколение – дедушки и бабушки – в силу занятости родителей нередко становятся основными воспитателями. Позиция ребенка в семейном воспитании: он – кумир!

Жизнь детей в неблагополучной либо проблемной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в такой семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими.

Ребенок теряет авторитет взрослого и, как следствие этого, перестает воспринимать традиционные методы педагогического воздействия, поэтому у нас возникла необходимость пересмотреть методический подход к работе с этими детьми.

Прежде всего мы начали проводить частые наблюдения за процессом взаимоотношений детей со сверстниками, чтобы выявить особенности каждого ребенка. После проведения диагностических занятий, заполнили диагностические карты и обсудили результаты диагностики на педагогическом консилиуме. Вместе со всеми специалистами группы составили план работы с каждым ребенком с учетом особенностей его развития.

Осуществление дифференцированного подхода, включение в деятельность коллектива, поддержка в выборе интересующего занятия, добрые взаимоотношения с детьми группы и с работниками детского сада – основные направления работы с детьми из проблемной семьи.

Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, – это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Работу с неблагополучными и проблемными семьями мы разделили на несколько этапов.

Первый этап работы

1. Посещение семьи дома, изучение условий жизни, проведение неформальных бесед, как один из важнейших моментов выявления причин неблагополучия.

Посещение семьи, беседа в домашних условиях помогли выявить многие стороны семейной жизни, дали реальную картину семейного воспитания детей, психологических особенностей взаимоотношений между членами семьи, вооружили нас фактическим материалом для последующей работы с членами семьи. При выборе тематики бесед мы старались избежать категоричности советов, соблюдали сдержанность, такт особенно там, где ребенка воспитывает одна мать, были предельно ненавязчивыми, не стремились “узнать все” и отметить “выполнено”.

2. Анкетирование с целью уточнения состава семьи, выявления интересов, отношения к детям и их воспитанию.

Группу посещает 10 семей, из них:

  • 50 % – полные (родители – дети);
  • 30 % – семьи, включающие бабушек и дедушек;
  • 20 % – семьи, где один родитель является не родным;
  • 10 % – неполные семьи (один родитель);
  • 10 % – неблагополучные семьи (с ярко выраженным алкоголизмом).

Учет структуры семьи помог нам при планировании работы и выборе форм работы с родителями.

3. Привлечение к труду родителей неблагополучных семей на участке детского сада и в группе, с целью положительного примера (родители являются образцом для подражания детьми).

4. Продумывание содержания родительских собраний, подбор тематики родительских уголков, групповых консультаций для родителей.

На втором этапе мы выбрали направление нашей работы, отобрали наиболее эффективные методы и приемы, приемлемые формы работы ДОУ с неблагополучными и проблемными семьями, которые были внедрены в практику.

За основу работы с трудными и проблемными семьями мы приняли привлечение родителей ко всем мероприятиям группы, чтобы они не чувствовали себя отчужденными, а были полноправными членами родительского коллектива.

Для успешного взаимодействия с родителями детей сотрудниками нашего детского сада выбраны следующие направления работы:

1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с

педагогами ДОУ.

2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

3. Повышение педагогической компетентности родителей:

  • обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
  • обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей:

  • консультационно-рекомендательная;
  • организационно-просветительная;
  • практические занятия для родителей;
  • индивидуальные занятия с родителями и их детьми.

В своей практике мы используем разнообразные формы как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой.

Формы индивидуальной работы с родителями

  1. Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу
  2. Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.
  3. Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.
  4. Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.

Индивидуальная работа с родителями служит основой установления личного контакта между педагогом и родителем.

Формы работы с родительской группой

1. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной в родительском уголке. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как решать детские проблемы, воспитывать положительные качества у ребенка, подготовить его к школе. Рубрики обновляем ежемесячно: «Нравственно – волевая подготовка детей к школе в семье», «Значение игры в семье при формировании волевых качеств», «Режим в выходные дни» и др.

2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей.

На собраниях рассматриваем такие темы как: «Познай себя как родителя», «Воспитание волевых качеств у ребенка»;

3. Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, мы проводим семинары – практикумы, такие как «Контрольная для родителей», «Знаете ли вы своего ребенка?».

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку. Примером является занятие «Веселая игра с колокольчиком», совместное рисование «Карандашный мостик», мастер – класс «Волшебная сказка – оригами», семейная ролевая игра-путешествие «Остров семейных сокровищ».

5. Организация работы клуба «Заботливые родители». Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. В нашем детском саду такой клуб существует с 2006 года. Тематика работы клуба разнообразна: «Ваш ребенок», «Оптимизация детско-родительских отношений», «Сохраняем и укрепляем здоровье детей», «Влияние музыки на психическое развитие ребенка», «Коррекционная педагогика для всех».

В работе клуба принимают участие специалисты: учителя – дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по плаванью, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами. Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми. По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки.

Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, оптимизации детско – родительских отношений, сближению всех членов семьи.

Таким образом, обобщая свой опыт работы, мы советуем коллегам для оказания помощи родителям из неблагополучных и проблемных семей, прежде всего, хорошо изучить психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Затем продумать тематику бесед и консультаций, способы привлечения родителей к жизни группы. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и проблемных семьях даст возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.