Урок русского языка по теме "Упражнения в правописании безударных окончаний существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развитие умения различать падежи по совокупности признаков.

Задачи:

  • отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных;
  • развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать коммуникативные умения (слушать товарища, быть вежливым); умения самоорганизовываться (планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль);

Тип урока: закрепление знаний

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Презентация «Русский язык»;
  • ПК;
  • Мультимедиа-проектор;
  • Разрезные карточки (падежи);
  • Карточки для контроля, к ним ключи;
  • Карточки для ВД;
  • Табло учёта по группам;
  • «Черный ящик»;
  • Волчок;
  • Буклеты

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение 1 (2 слайд)

– Добрый, день! Я приветствую вас на уроке русского языка, который пройдёт в форме игры «Что? Где? Когда?»

Для проведения игры распределяем роли. Роль знатоков выполняют учащиеся 4 класса. Ведущий – учитель. Болельщики– присутствующие гости.

– Вы согласны с этим предложением?

Тогда, начинаем игру. За каждое правильное задание команда получает 4 балла – если все выполнили правильно, за неверное выполнение минус 1 балл.

2. Постановка учебной задачи

– Для начала нам необходимо поставить задачи на урок, предлагаю вам обсудить в группах задачи на игру используя слова «Что? Где? Когда?» (Варианты ответов.)

3. Работа по теме урока

– Откройте тетради, запишите дату нашей игры. (3 слайд) Выделите орфограммы (комментирование)

– Начинаем игру (4 слайд)

1 раунд (вращается волчок) Против знатоков играет ученица 3 класса

– Внимание на экран – (Видео-ролик) (5 слайд)

– Уважаемые знатоки. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку, в конце 4 класса, вам нужны будут знания на эту тему. В конвертах задание. Подумайте, какое? Успехов!

(Ребята работают в ППС) – Возьмите конверты, посмотрите материал, выполните задание.

Проверка.

– На какую тему задание? (падежи) А для чего нам нужны знания падежей? (чтобы склонять слова)
– А что называется склонением? (изменение окончаний по вопросам)
– Зачем изменяем окончания? (чтобы в предложении был смысл)

Внимание, правильный ответ Проверка на слайде. (6 слайд) Знатоки выиграли 4 балла уходит к знатокам.

Капитан отмечает в табло группы результаты.

– Дополнительное задание.
– Просклоняйте слова (На карточках слова с пропущенными вопросами и окончаниями – ВЗАИМОПРОВЕРКА)
– Составьте предложение, используя данные слова.
– Что скажете об этих предложениях?
– Запишите баллы

(7 слайд) Внимание, чёрный ящик.
Ассистент выносит (Чёрный ящик)

– Отгадайте, что находится в чёрном ящике.

(Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают, на экране выходит слово)

А) Через поле и лесок
Раздается голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)

Б) То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое я? (тетрадь)

В) Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез. (календарь)

Г) В тетради я бываю
Косая и прямая
В другом совсем значении
Я планка для черчения
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)

Д) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)

Внимание на экран. Против знатоков играет учитель

– Посмотрите на слова, (8 слайд) исследуйте их. Подумайте, какое задание я хотела вам предложить? Выполните. РАБОТА В ГРУППАХ

(Ученики распределяют слова по склонениям, вставляют пропущенные орфограммы

– Как выполнили задание?
– Так какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?)

Проверка на слайде. (9 слайд)

Внимание на экран. Правильный ответ. Этот раунд выиграли знатоки 4 балла уходит им

(ЗА ЗАДАНИЕ БАЛЛЫ В ТАБЛО)

2 раунд Против знатоков играет Строителева Н.П.

(10 слайд) Внимание на экран.

(на слайде 11 падежи Р., Д., П.)

– Что можете сказать про эти падежи? Подумайте, какое задание я хотела вам предложить? Выполните. Выпишите со своих карточек окончания в этих падежах -е и -и.

(ребята работают в группах. На карточках падежи Р. Д. П. дети записывают окончания по склонениям)

Внимание на экран .Проверка по слайду. (9 слайд) Этот раунд выиграли знатоки 4 балла уходит к знатокам. Капитаны записывают баллы в табло.

4. Музыкальная пауза – физкультминутка (12 слайд)

3 раунд Против знатоков играет завуч школы

(13 слайд) Внимание на экран.

(14 слайд) Когда можно проявить себя на уроке в роли учителя и ученика?

ВД в ППС (ребята с карточек диктуют напарнику словосочетания, напарник записывает, выделяет окончание, обозначает падеж, склонение) Проверка. Капитаны выставляют баллы в табло.

5. Проверка знаний.

4 раунд Против знатоков играет директор школы

(15 слайд)

4 раунд проверка знаний.

У вас на столах карточки. Выполните задание и проверьте по ключу.

(Капитаны в тексте находят имена существительные, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.

Средние – работают со словосочетаниями, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.

Слабые работают с готовыми словосочетаниями, выделяют окончания, указывают падеж, склонение.)

6. Итог урока.

– Вы догадались, над какой темой мы сегодня работали? Выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока?

– Оцените свою работу. Те, кому сегодня на уроке всё было понятно, поставьте на карточке (!). (?) – кому было не всё понятно. (….) – те, у кого на уроке были трудности. Покажите мне.

– Я бы сегодня поставила (!) знак Вы работали хорошо.

7. Домашнее задание.

– После урока каждый выберет себе карточку для домашнего задания.

(16 слайд)

Подведём итоги (капитаны подсчитывают очки)

Награждение.

(17 слайд)

– Спасибо за урок! Удачи и успехов на следующих уроках! Для этого всем дарю буклеты, надеюсь, они вам пригодятся.

Приложение 2

Использованная литература.

  1. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. Издательство «Педагогика», Москва 1985.
  2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. «Просвещение», Москва 2009
  3. http://pitermediaport.narod.ru/soundpages/show/www.htm – музыка из передачи «Что? Где? Когда?»
  4. http://animashky.ru/ – анимация.
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch – картинки совы.