Урок русского языка по теме "Повторение изученного. Лексика". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика».
  • 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности.
  • Воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, мягкая игрушка, интерактивная доска.

Методы: частично-поисковый, практический, игровой, наглядный, групповой.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Улыбнемся и подарим друг другу улыбки. Улыбка располагает к приятному общению. На уроке русского языка повторим тему «Лексика».

II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.

Орфографическая пятиминутка.

- Начинаем урок с орфографической пятиминутки. Прочитать слово, назвать орфограмму, подобрать проверочное слово.

 В. сёлый, ни.кий, кре.кий, радос.ный, ш.рокий, у.кий, чудес.ный, пр.мой, звёз.ный, п.тнистый, кр.сивый, прекрас.ный.

- На какие группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударная гласная, непроизносимая согласная, парная согласная).

- Что общего у всех этих слов? (Имя прилагательное).

- Какая часть речи называется именем прилагательным?

- Найди слова близкие по значению. (Весёлый, радостный). (Красивый, прекрасный, чудесный).

- Как называются эти слова? (Синонимы).

- Найдите слова противоположные по значению. (Широкий, узкий).

- Как называются эти слова? (Антонимы).

- Назовите науку русского языка, которая изучает лексическое значение слова. (Лексика).

- Какие слова включает в себя лексика? (Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).

III. Всесторонняя проверка знаний.

1.Слово – строительный материал языка. Каждое слово имеет свое значение, им оно и отличается от других слов языка.

- Какие слова называются синонимами?

Дополнительный материал, подготовленный учеником.

- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов.

2. Работа в группах. Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить лексическое значение слов.

Огонь, дым, пламя.

Лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только по-разному названы.

Алфавит, азбука, чистописание.

Алфавит и азбука – это буквы, расположенные по порядку. Лишнее слово чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Лишнее слово лошадь, потому что она одна, а в коннице и кавалерии их много. Раньше был вид войск – конный. Конный воин назывался конником или кавалеристом. Конница – конное войско или кавалерия.

Шалун, тихоня, озорник.

Лишнее слово тихоня. Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного ребенка.

Записать синонимы в тетрадь.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

3. Работа в парах.

- Поупражняемся в подборе синонимов. К словам первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.

 Скакал

 зимний

 весело

 прыгал

 учебник

 радостно

 морозный

 туманный

 неясный

 книга

Проверка.

Записать пары синонимов в тетрадь.

Какой частью речи выражены пары синонимов?

4. Работа с предложением.

Ребята, помните, что точное использование синонимов делает нашу речь выразительной и точной.

Вставить на место пропуска слово, которое наиболее точно отражает содержание предложений.

В библиотеке мы взяли ______ Марка Твена для урока внеклассного чтения. Маленький жеребенок резво ______ по лугу.

Комментированное письмо предложений.

С каким произведением Марка Твена мы недавно познакомились на уроке литературного чтения?

Синтаксический разбор второго предложения.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

IV. Работа с антонимами.

1.Проблемная ситуация.

 А что это за слова:

 Холод и жара,

 День и ночь,

 Огонь и вода?

- Это антонимы. Какие слова называются антонимами?

2. Дидактическая игра «Магнит».

- Отработаем умение подбирать антонимы.

Знак «+» притягивает добрые слова, знак «-» - слова с противоположным значением.

Самостоятельная работа.

Ласково, трудолюбивый, трус, грубо, ненавидеть, ленивый, внимательный, любить, храбрец, рассеянный, жадный, щедрый.

Проверка. Прочитать пары антонимов. Определить часть речи слов.

- Устно составить предложения с добрыми словами.

Вывод. Какие слова называются антонимами?

3. Работа в парах. Устно составить антонимы.

Проверка: каждая пара называет антонимы.

4. Чтение учениками стихотворных загадок.

- Ребята, попробуйте отгадать антонимы.

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я …(конец).

Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима).

Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе,
От печали и от боли
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …(тишина).

Вывод. Какие слова называются антонимами?

V. Развитие речи.

- Ребята, мы поговорили о многих словах. И я думаю, что в нашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть еще много замечательных слов. Слова хранятся в словарях, которых существует множество. Толковые словари помогут понять лексическое значение слова. Словарь Владимира Даля, в котором растолковано свыше 200 тысяч слов, поможет нам понять лексическое значение слова «комплимент».

Дополнительное сообщение ученика. Комплимент - учтивость на словах или на письме, приветствие с похвалою, вежливость, приятные слова.

- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже очень приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердце.

Дидактическая игра «Комплимент».

- Вы дарите вот это сердце (мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передает следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях.

Вывод: следуйте хорошему примеру – продлевайте добрым словом жизнь людей.

VI. Подведение итогов.

Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).

- Ребята, о какой науке русского языка мы говорили на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали по этой теме?