Воспитание у младших школьников нравственного качества "дружелюбие"

Разделы: Внеклассная работа


Формирование у младших школьников целостных этических знаний, как и воспитание нравственных качеств личности, происходит не сразу, а постепенно, и занимает определенный период времени. Этот процесс начинается с сообщения учащимся начальных классов моральных знаний о простых правилах и нормах поведения, которые в дальнейшем значительно обогащаются, постепенно усложняются и в конечном итоге интегрируют в более сложное нравственное представление или понятие. В этой связи разъяснение нравственных норм и правил необходимо осуществлять постепенно и направлять его в соответствии с воспитанием тех конкретных элементов поведения и нравственных качеств личности, которые формируются в тот или иной период ее возрастного развития.

Дружелюбие как сложное нравственное качество личности включает в себя такие более простые нравственные качества, как отзывчивость, уступчивость, откровенность, справедливость, искренность, скромность. Дружелюбие - это и заботливость, и вежливость, и уважительность.

Возрастные особенности младших школьников оказывают существенное влияние на определение содержания проводимых воспитательных мероприятий, объем нравственных знаний, который могут осмыслить и усвоить учащиеся, а также на выбор форм организации их морально-познавательной деятельности.

Формирование нравственных знаний у первоклассников необходимо строить на основе ярких примеров и фактов, которые убедительно раскрывают (разумеется, с учетом возраста детей) систему моральных норм и требований и способствуют формированию многообразия нравственных представлений.

Классный час "Старайся быть справедливым в словах и поступках"

(1 класс)

Печенье

В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному,- строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отозвался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Вопросы:

  1. Выскажите свое мнение о поступках ребят.
  2. Что чувствовали взрослые - мама и бабушка?
  3. Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
  4. Расскажите, как вы поступаете в таких случаях.

Жук

Г. Снегирев

У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно Я должен ей все уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя свое съест и еще у меня попросит. Если не даешь - начинает реветь. Только о себе одной думала, но я ее от этого отучил.

Пошел я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нем жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.

Пошел я снова воды привести, принес чистой воды, ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.

Спрашиваю у Гали:

- Галя, это ты жука взяла?

- Да,- говорит,- я, пусть он в моей комнате живет.

- Почему же,- говорю,- в твоей, пускай жук общий будет!

Беру из ее комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.

Галя заплакала и говорит:

- Я все маме скажу, как ты у меня жука отнял!

Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол расплескала, и опять поставила к себе в комнату.

Я разозлился.

- Нет,- говорю,- жук мой, я его поймал! - Взял и обратно на окно поставил.

Галя как заревет, одеваться стала.

- Я,- говорит,- в степь пойду и замерзну там из-за тебя.

Ну,- думаю,- и пускай! Она всегда так: если не дашь чего, так сразу пугать начинает, что замерзнет в степи.

Хлопнула она дверью и ушла. Смотрю я из окна, что она делать будет, а она идет прямо в степь, только тихо-тихо, ждет, когда я за ней побегу. "Нет,- думаю,- не дождешься, хватит, побегал за тобой!"

Идет она, снег ей по колено, и руками за лицо держится: ревет, значит. Все дальше и дальше от дома уходит в степь. "А что,- думаю,- и взаправду замерзнет? Жалко мне ее стало. "Может, пойти за ней, вернуть? И жука мне не нужно, пускай себе насовсем берет. Только опять будет всегда устраивать рев. Нет, лучше подожду, будь, что будет!"

Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти - смотрю, точка все больше становится: обратно, значит, идет. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на нее смотрю из окна.

Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:

- Какой хороший жук, его покормить надо!

Стали мы за жуком вместе ухаживать.

Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.

Вопросы:

  1. Почему брат не хотел уступить требованию своей младшей сестры? Прав ли он был или не прав?
  2. Какими словами можно охарактеризовать поведение мальчика, какими - поведение его сестры?

Если учащиеся затрудняются в ответе на второй вопрос, можно предложить им несколько понятий, а они должны выбрать то, которое наиболее точно отражает смысл поступка: хороший, капризный, правильный, плохой, справедливый, неправильный, упрямый, несправедливый.

С детьми 2-го года обучения необходимо говорить о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно человеческие поступки. Эта мысль приобретает особое значение для детей этого возраста, которым свойственно, прежде всего, видеть неправильные действия и поступки своих сверстников. Известно, что дети охотнее говорят о нарушении норм нравственности, допускаемых товарищами, чем о своих собственных. При обсуждении ситуаций следует акцентировать внимание на то, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим.

Дети должны приобрести опыт сопереживания товарищам в их бедах и умение разделить с ними радость.

Классный час "Об отзывчивости человека"

(2 класс)

Ситуации для обсуждения с детьми

В классе четверо: два мальчика и две девочки-второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.

- Чем вы тут занимаетесь? - спрашивает учитель.

- Мы доску моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылев пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!

- Пятерка - хорошо. Только зачем хвастать?

- Вот идите, посмотрите,- потянула меня за полу пиджака хвастунья.

Она бесцеремонно взяла у Костылева тетрадь и стала показывать:

- Смотрите: раз, два, три : пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня - пятерка!

Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылева двойка.

Вопросы:

  1. Какие качества характера проявились в поступках девочки?
  2. Как вы их оцениваете?
  3. Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

Вопросы:

  1. Каким растет Алик? Что бы вы ему посоветовали?
  2. Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса? Как вы боретесь с ними?

Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин - он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол - он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает.

- Что вы можете о нем сказать?

Классный час "Сопереживание в радости и горе"

(2 класс)

Одинаковые

Н.Чабаевский

Жили две неразлучные подружки второклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые...

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? - удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!..

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела... А ты обрадовалась - и это значительно хуже.

Вопросы:

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?

Третьеклассники начинают задумываться над такими понятиями как "друг", "товарищ", человек не может жить один, ему нужны друзья. Кто такой "настоящий друг", на каких нравственных понятиях и взаимоотношениях строится настоящая дружба?

Наблюдая за отношениями детей, нетрудно заметить, что отдельные ребята в играх, общих делах охотно "командуют", стремясь подчинить всех своей воле, своим желаниям и намерениям. Такие ребята откровенно требуют от своих товарищей беспрекословно им подчиняться, прислушиваться только к их мнению, поступать так, как они считают нужным. В поступках таких ребят прорываются высокомерие и эгоизм, которые мешают им проявить заботу о других, неумение считаться с желаниями и интересами товарищей. Эгоистические проявления, заносчивость, корысть мешают установлению прочных, доверительных и дружеских отношений. Основываясь на положительных и отрицательных фактах в отношениях детей друг к другу, необходимо постепенно подвести их к выводам о том, что значит быть настоящим другом

Классный час "Я и мои друзья"

(3 класс)

Цель: показать, что человек не может жить один, ему нужны верные люди. Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.

Дать понятия "друг", "товарищ".

1. Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

I. II. III.
Считаться твоим другом Заслужить твое доверие Вызвать симпатию

Учитель во время проверки выписывает на доске наиболее часто повторяющиеся качества.

2. Нарисуй, как ты выглядишь, когда тебе одиноко, с тобой никто не дружит.

3. Вспомни, что тебя веселило. Что тебе помогает преодолеть одиночество?

- Что значит выражение: "Они близки по духу?"

Душа - живой отклик человеческого существа на все происходящее.

Душевный человек - откликнувшийся на все доброе, полезное, истинное.

- Продолжи предложение.

  • Я плачу, когда ...
  • Я смеюсь, когда:
  • Я радуюсь, когда...

Учитель проверяет, читают несколько ответов.

- Все ответили по-разному. Почему? В чем разница? (В ваших чувствах. Каждый по-своему воспринимает мир.)

Деловая игра "Я и мои друзья"

(3 класс)

Цель: обсудить с детьми понятие "настоящий друг".

Задания по группам:

Задание 1

Стихотворение "Слово "друг".

Когда еще никто не знал ни слова,
Ни "здравствуй", ни "солнце", ни "корова",
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчит рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово "друг",
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
"Дурак!" Показывал язык или кулак.
И корчил рожи (что одно и то же).

Вопросы:

- Зачем человеку понадобился друг?

Задание 2

Стихотворение "Требуется друг"

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мной, мы же одногодки.
Мы как две сестрички, мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки".
Предлагаю Ильиной: "Ты дружи со мной одной",
Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер,
И девчонок свита!

Вопросы:

Почему с героиней никто не дружит? Что она должна сделать, чтобы ребята с ней захотели дружить? А вы бы стали с ней дружить?

Задание 3

Стихотворение "Жалоба"

Тронь ее нечаянно - сразу "Караул!
Ольга Николаевна, он меня толкнул!"
"Ой, я укололась", - слышен Сонин голос.
"Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!"

Вопросы:

  1. Почему с такими детьми не хотят дружить?

Задание 4

Стихотворение "друг"

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок.
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.

Вопросы:

  1. Можно ли этих ребят назвать друзьями?

Выводы:

Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

Классный час "Сопереживание в радости и горе"

(4 класс)

Над кем лучше смеяться?

Л. Сергеев

Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, я выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своем велосипеде. Глаза вытаращил, ноги - в разные стороны. Как каракатица! Ну, как тут не засмеяться! И я начинал хохотать. Или как-то я играл с Вовкой в футбол, а он раз - и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слез. И так все время. Ну и чудаки были мои приятели! С ними можно было умереть от смеха! Каждый раз, когда мне хотелось посмеяться, я выходил во двор, наблюдал за ними и хохотал до коликов в животе. Как-то раз я сказал отцу:

- Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!

- Да? - удивился отец.- А я сейчас иду через двор, а твой IОрка говорит какому-то мальчишке про тебя: "Егор осел! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!" Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются - не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

- Над кем? - спросил я.

- Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

На другой день вдруг ни с того ни с сего мне захотелось посмеяться. Но я не пошел во двор, а поступил так, как мне посоветовал отец. Стал смотреть на себя как бы со стороны. Я даже заглянул в зеркало, но все равно не засмеялся. И вдруг я вспомнил, как прошлым летом на даче сидел и сбивал соседские яблоки, свешивающиеся в наш сад. А для вида меж кустов постелил одеяло, как будто приготовился загорать. "Хорошо,- думал я.- Сижу себе в кустах. Все думают, я загораю. А я сейчас набью полную рубашку яблок и удеру". Так и сидел, сбивал и думал, как здорово одурачил соседей. И вдруг увидел по ту сторону изгороди мальчишку. Он смотрел на меня и усмехался. А сам просунул руку между реек забора и рвал нашу малину. Мальчишка подмигнул мне и сказал:

- Зря сбиваешь! Они еще незрелые! А вот малина как раз поспела! - сказал он и опрокинул в рот целую горсть. У меня даже слюни потекли.

Я вспомнил свой жалкий вид в рубахе, полной кислых, незрелых яблок, и мне стало ужасно смешно. Потом я вспомнил, как выбрасывал яблоки, и как мальчишка хихикал, и как, скатывая одеяло, услышал над собой голос соседки:

- Кто же загорает в рубашке?

Чем больше я вспоминал, тем сильнее смеялся. Я смеялся так, что с кухни прибежала бабушка.

- В чем дело? - закричала она.- Кто тебя так рассмешил? Над чем ты смеешься?

- Над собой,- еле выдавил я и засмеялся громче.

Вопрос. Можно ли смеяться над недостатками других людей? Почему?

Список использованной литературы.

  1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С.- М.: Просвещение, 1979.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.- М.: Просвещение, 1982.
  3. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1988.
  4. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников.- Гродно, 2001.