"Поэма "Двенадцать": "благословление революции" или "сомнение в ней"? "Трагический тенор эпохи". (Заключительный урок)

Разделы: Литература


Цель урока: дать представление об эпохе революции и сформировать понятие о роли революции и поэмы “Двенадцать” в жизни А.А. Блока.

Задачи урока:

  • продолжить приобщение учащихся к художественному миру писателя, выработку умения целостного восприятия и анализа произведения как пути к пониманию авторского замысла;

  • проанализировать 12 главу поэмы;
  • выяснить роль образа Христа;
  • познакомиться с рисунками Ю. Анненкова к поэме;
  • познакомиться с высказываниями об образе Христа и о поэме в целом;
  • продолжить формирование навыков работы с критической литературой;

  • развивать навыки сравнения, анализа и обобщения изучаемых фактов;

  • развивать умение осмысливать художественное произведение, давать личностную оценку прочитанному и соотносить свою позицию с позицией других людей;

  • создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, чем способствовать развитию личности, становлению духовного мира учащихся;

  • через сопоставление художественных образов литературного произведения и произведений живописи учить воспринимать и ценить произведения искусства;

  • воспитывать творческого читателя.

Наглядные пособия:

  • портреты поэта
  • на доске тема, эпиграфы:

Это самая злая сатира на всё, что происходило в те дни.

М. Горький

Сатира? Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю.

А. Блок

Волею судьбы (не своей слабой силой) я художник, то есть свидетель.

А. Блок

Ход урока

I Актуализация опорных знаний:

  1. Д/З. Мы заканчиваем работу над поэмой А. Блока “Двенадцать”, поэтому вашим д/з будет сочинение (темы даны), чтение стихотворений Н.Гумилёва и А.Ахматовой (список дан).
  2. - На прошлом уроке, анализируя произведение, мы задались вопросом: “Чем стала поэма “Двенадцать”: “сатирой на революцию” или “ славой ей”?”

II Мотивация деятельности учащихся: комментирование темы, постановка целей и задач урока:

- Что же сегодня мы можем узнать на уроке, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- проанализировать 12 главу поэмы;

- определить роль образа Христа;

- дать ответ на вопрос о характере поэмы, поставленный на прошлом уроке;

- И, завершая знакомство с жизнью и творчеством поэта на уроках, конечно, попытаемся понять, какую роль в жизни А.А. Блока сыграла революция и поэма о ней. Не случайно

А. Ахматова назвала А. Блока “трагическим тенором эпохи”. Тенор – высокий мужской голос. Я думаю, к концу урока нам станет понятно, почему этот голос – трагический.

III Усвоение новых знаний:

1.Работа над 12 главой поэмы.

- Какой строчкой начинается 12 глава? (“…Вдаль идут державным шагом…”)

- Каков ритм строки? (Маршевый)

- В чём особенности её синтаксиса? (Выделена многоточием с обеих сторон.)

- Впервые ли глава начинается изображением шествия красногвардейского дозора? (Нет.)

- Проследите, какие изменения происходят с революционным отрядом от главы (2, 7, 11, 12) к главе? (Обратитесь к началу поэмы.)

( 2 гл. Гуляет ветер, порхает снег,
Идут 12 человек
7 гл. И опять идут 12,
За плечами ружьеца
11гл. … И идут без имени святого
… Все 12 вдаль…
12гл. … Вдаль идут державным шагом…)

  • Сначала – “12 человек” (обычные люди).
  • Постепенно превращаются в вооружённый отряд, повторяется глагол “идут”, наречие “опять” показывает длительность этого шествия во времени.
  • Потом подчёркивается:“без имени святого”.Даль представляется неопределённо
  • Наконец - “идут державным шагом”.

- Как эпитет “державный шаг” характеризует красногвардейский дозор? (Представители нового мира идут по стране, печатая шаг, как организованная сплочённая сила. Подчёркивается важность происходящего).

- В чём смысл повтора маршевого ритма, отдельных слов, многоточия с двух сторон?

(Передаётся нарастающий, неуклонный, торжественный ритм державного шага, поступательное движение вперёд. Продолжается победное шествие нового мира, хотя и сопровождается грабежами, убийствами.)

- К кому обращены и о чём свидетельствуют неоднократные вопросы: “Кто ещё там?”, “Кто в сугробе?”, призыв: “Выходи”, предупреждение: “Стрелять начнём!”?

  • Обращены к “незримому врагу”, которого ожидают увидеть где угодно: “за домами”, “в сугробе”, “во тьме”.
  • Они чутко прислушиваются, приглядываются, готовы к встрече с врагом.
  • А, может быть, и боятся его появления, потому и кричат каждому сугробу: “Кто в сугробе? Выходи!” - и от страха палят из своих винтовок в Святую Русь.

- Почему “паршивый пёс”, который стоял рядом с буржуем, теперь ковыляет за красногвардейцами? (Пёс – символ старого мира. Красноармейцы – выходцы из этого мира.

Нельзя сразу освободиться от старого мира, он “поджал хвост”, но ещё “скалит зубы”.)

- Какими выразительными средствами языка рисует Блок старый мир и показывает отношение к нему красноармейцев? Изменилось ли что-то в его оценке по сравнению с предыдущими главами? (Да, изменилось. Нарастает недовольство им.

  • Появились новые эпитеты: нищий, шелудивый, холодный;
  • Повторяются: голодный, паршивый, безродный, пёс;
  • Сравнение с голодным волком.
  • Обращением стал эпитет “шелудивый” пёс, что ещё более принижает образ; грубо звучит.
  • Выделительное тире. ?! интонация.

- Какая лексика используется поэтом в 12 главе?

  • Высокая: “державный шаг”, “поступью надвьюжной”, “россыпью жемчужной”.
  • Низкая: “приглянись-ка”, “хоронясь”, “отвяжись”, “ковыляет”, “пёс”.

- Мы увидели: используется высокая и низкая лексика (как и во всем произведении). Вместе с Блоком “слушая музыку революции”, мы услышали в поэме самые разные ритмы, звуки, голоса. Вспомните, какие? (свист ветра, завывание вселенской вьюги, лозунги (“Вся власть Учредительному собранию!”), маршевый ритм, частушечный, плясовой, мелодию романса, песни, окрики красногвардейцев, ружейную пальбу, молитву (“Упокой, Господи”). А.Якобсон отмечает в поэме 2 стилевых потока: разговорный и высокий, торжественный, патетический (патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса). Разговорно-бытовому плану принадлежит все сюжетное, личное в поэме, патетическому - то, что связано с движением двенадцати, с их шествием.

- Чего добивается автор этим соединением? (Двойственности образа двенадцати. Двойственности характера революции: 1)событие мирового значения - возвеличивание; 2) погрязла в крови, ломает человеческие судьбы.)

- Докажите, что последней строфе в 12 гл. Блок придает особое значение. В чем это выразилось? Начните с простого: сравните по объёму с предыдущими строфами.

  • По объему эта строфа самая большая в 12 гл. (9 строк, ранее – 4).
  • 5 тире.
  • Неровные строки.
  • Ритм маршевый.

В этой строфе сконцентрировалось все самое значимое.

- Проследите за расстановкой героев. Почему таков порядок их шествия у Блока (позади – голодный пес, в центре -12, впереди – невидимый Христос)? Почему начинает описывать с тех, кто идёт “позади”?

  • Начинает с менее важного: старый, отживший мир, тащится за красногвардейцами.
  • 12 – в центре, ещё не далеко отошли от этого мира, но идут строить новый мир.
  • Им кажется, что они впереди, но впереди Исус Христос, чем подчеркнута важность этого образа.

- Каким и как рисует поэт образ Христа?

  • “Впереди с кровавым флагом” - почему?

(Может быть, подхватил флаг, чтобы увести их за собой с пути, на который они встали. Или возглавил их шествие к новой жизни, чтобы спасти заблудшие души. Цвет флага – кровавый, ярко-красный. Возможно, Христос предупреждает о кровавости избранного пути. На протяжение всей поэмы Петруха обращается к Господу. Христос не оставил их в трудный час.)

  • “За вьюгой”- за метелью, за революционными событиями, за вьюгой чувств.
  • “Невидим” - далеко впереди, за вьюгой, а не во главе; бесплотное тело.
  • “От пули невредим”- Его нельзя убить.
  • “Нежной поступью надвьюжной” - 1) мягкость, добро, милосердие,

2) над вьюгой, над революцией, над миром, над всем, что происходит на земле.

“Снежной россыпью жемчужной
в белом венчике из роз” -

- красота Христа – красота истины, добра, может, потому не в терновом венце

- белый – цвет Христа, символ чистоты, - сам Блок, рассказывая, как возник образ Христа, говорил, что в метели ему привиделось белое освещенное пятно, которое он и принял за Христа. [1]

- Впереди революционного дозора А.Блок поставил именно Исуса Христа. В чём значение этого образа? Давайте обратимся к трактовке образа поэтами и литературными критиками.

Электронная презентация [2]

- Почему столь противоречивы мнения? (У разных людей разное отношение к революции, к религии. Двусмысленность и символичность образов поэмы. Неожиданность появления Христа впереди отряда.)

- Чья позиция вам ближе? С чем согласны, с чем нет?

2. Работа по рисункам Ю.Анненкова [3,4]

При жизни А. Блока молодой художник Ю.Анненков сделал рисунки к одному из изданий поэмы. Давайте посмотрим их и подумаем, отражают ли они тот образ революции, который создал в поэме А. Блок?

- Просмотр рисунков, обсуждение.

1рисунок

В верхней части – огромный плакат охватывает небо и горизонт. Буквы будто разорваны - его треплет ветер, как и у Блока. На переднем плане представители старого мира: “вития” и барынька, оглядываясь по сторонам, идут в сторону, противоположную двенадцати. Рядом с ними фонарь старинной формы, светит тускло. На среднем плане –“12”, идут не очень организованно, в руках винтовки, видны штыки. За ними ковыляет пес (аллегория), нарисован неровно, игольчато Фонари другой формы, светят ярко, их несколько, уходят к горизонту, в будущее. Цвета: черный и белый.

2 рисунок:

Катька. Лицо округлое, сытенькое, лукавая улыбка. Чернобурка на плечах. Изображена “на фоне кабака и уютно тикающих ходиков”, рядом кошка. Много белого.

3 рисунок:

Убийство Катьки. Много черного. “Простреленная голова”. “С шеи падает на снег крест”. Несчастное, то ли гневное, то ли удивлённое лицо Петрухи. Кричащий рот. Расширенные от ужаса глаза. Устремлённая вперёд фигура.

4 рисунок:

Петруха. Лицо мрачное, двоится. “ Полузаплывшие глаза, чуб, цигарка, нож в руке, винтовка за плечами”. Сбоку – совсем маленькая луковка церкви с крестом.

5 рисунок:

На фоне зданий огромное орущее лицо, черный рот, острый крик. Фрагментарно выхвачены детали быта. Трактир, вывеска “Вина”, бутылки, взрывающиеся стёкла домов, мечущиеся фигурки людей. Дома обозначены тонкими чёрными линиями. Множество чёрных пятен. В обычном повествовательном рисунке нельзя передать такое количество информации. Художник использует коллаж. Много острых углов – знак опасности, тревоги, агрессии.

6 рисунок:

Дома рушатся, падают кресты с церквей. На первом плане - штыки, винтовки. Возбуждённые, искажённые лица людей двоятся. Пламя охватило дома. Геометрические казусы придают пространству скачущий, несуразный облик. Искажения, изломы, странные конфигурации- всё передаёт неустойчивость мира.

- Почему Анненков использовал два цвета?

  • Два цвета - чёрный и белый - старый и новый мир в поэме.

- Какими средствами показаны неустойчивость мира, революция?

  • Искажения, изломы, углы, геометрическая диспропорция.
  • Соединение нескольких рисунков в одном.
  • Двойные, искажённые лица. Рушащиеся здания.
  • Дозор. Штыки, винтовки.
  • Кровавое убийство.

- Отражают ли рисунки образ, созданный поэтом? Могли ли они понравиться поэту?

(“Блок назвал его иллюстрации параллельным графическим текстом, рисованным близнецом”)

3. Размышление над главным вопросом урока по поэме “Двенадцать”.

- Что же такое поэма “Двенадцать” - сатира на революцию? восхваление её? Отражение реальности? Самостоятельно коротко запишите ответ на этот вопрос. Кому нужна помощь, могу предложить высказывания литературоведов по этому вопросу.

- Чтение выводов учащихся.

- Итак, мнения сложились разные. Каждый постарался доказать свою точку зрения. Не будем приводить их к общему знаменателю. В том и проявился талант А.Блока, что его соавтором может стать каждый думающий, мыслящий, анализирующий читатель.

Помните, на первом уроке мы говорили, что по русской поэзии можно изучать русскую историю. В поэме “Двенадцать” отразилась эпоха революции такой, какой увидел её А.Блок А отвечая на вопрос, прозвучавший в теме урока, нельзя не думать о судьбе самого поэта.

4.Сообщение о последних годах жизни поэта. “Трагический тенор эпохи”.

- Какую же роль сыграла революция и поэма “Двенадцать” в жизни А.Блока?

В 1917 году А. Блок был захвачен стихией революции. Он услышал некую музыку в происходящих событиях и воплотил её в поэму. Оказалось, “он будто впустил в себя революционную улицу, и она разорвала его изнутри”.

“ Для Блока революция умерла, когда её стихийность, её музыка стали уступать место “административным мероприятиям” власти.” Сразу после “Двенадцати” были написаны “Скифы”, а потом за три года – почти ничего. На вопрос, почему не пишет, Блок отвечал, что “все звуки прекратились”. Он больше не слышал музыки. Может быть, “волею судьбы (не своей слабой силой) <он>, художник, то есть свидетель”, выполнил своё земное предназначение?

“29 января 1921 года в доме Литераторов, уже больной, Блок в речи, посвящённой 84–й годовщине смерти Пушкина, говорил: “Покой и воля необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают…творческую волю,- тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл…”. [3]

О Пушкине? О себе? Блок надорвался. В последний год его жизни разочарование достигло крайних пределов. В разговоре с Анненковым он повторял: “Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь!... и не я один: вы тоже! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!”.

Блок физически ощущал это удушье. “Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди”, - записал он 18 июня 1921 года. Болезнь прогрессировала, врачи советовали лечиться за границей, но этому помешала советская бюрократическая система.7 августа 1921 года Блок умер от воспаления клапанов сердца.[5] Замолчал “трагический тенор эпохи”.

Свои публичные выступления Александр Блок традиционно заканчивал чтением стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”. Послушаем его и мы.

5.Видеозапись. Е. Евтушенко “Строфы века. Александр Блок” (Фрагмент: чтение стихотворения “Девушка пела в церковном хоре”).

См. приложение 1.

См. приложение 2.

Список литературы

1. “Я лучшей доли не искал. Судьба А.Блока в письмах…”.

2. Русская литература ХХ века. Практикум для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Под ред. Ю.И.Лыссого.

3. Ю. Анненков “Дневник моих встреч. Цикл трагедий”.

4. В.Липатов “Музыка гнева…”.

  1. Р.Киреев “Блок: никто не придёт назад”.