Методическая разработка семейного праздника "День птиц"

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

Перед педагогами дошкольного образования в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным, воспитание положительного отношения к труду.

Этой цели посвящен совместный для родителей и детей праздник – “День птиц”.

Задачи праздника:

  • способствовать организации совместной деятельности детей и родителей;
  • развивать креативность, положительное отношение к труду при выполнении совместной работы.
  • воспитывать гуманное отношение и познавательный интерес к природе, стремление заботиться о птицах в зимний период.

Этапы праздника:

I этап - Заочный конкурс по изготовлению кормушек.

II этап - Познавательная программа:

2.1. Конкурсы, викторины, игры.

2.2. Вывешивание кормушек на улице.

2.3. Чаепитие детей, родителей и педагогов.

2.4. Награждение участников конкурса на новогодней елке.

Оборудование и оформление

  • Кроссворд, маркеры.
  • Выставка изготовленных кормушек.
  • Разрезные карточки с пословицами о птицах.
  • Магнитофон.
  • Аудиозапись “Лесные голоса. Прогулки в лес с орнитологом”.
  • Иллюстрации с изображением птиц.
  • Лестница для вывешивания кормушек.
  • Приспособление для подкормки птиц.
  • Корм для птиц.
  • Два стола.

Методические советы на подготовительный период

  • Разработать положение о конкурсе.
  • Оформить информационный стенд “Для вас родители”, (информация о зимующих птицах, способах изготовления кормушек).
  • Провести консультации для родителей по изготовлению кормушек и безопасному креплению их к дереву.
  • Подготовить материал для познавательной программы в соответствии с возрастом детей.
  • Оформить помещение для проведения познавательной программы.
  • Привлечь к участию в конкурсе и вывешиванию кормушек пап и дедушек.

Сценарный ход

  • В фойе проводятся конкурсы, викторины, игры.
  • Совместно с родителями и педагогами дети выходят на улицу и вывешивают кормушки.

Дети вместе с родителями проходят в фойе. Звучит аудиозапись “Лесные голоса”.

Ведущий:

- Сегодня мы с вами собрались, чтобы подвести итоги заочного конкурса по изготовлению кормушек и поговорить о птицах. А вы знаете, что ученые насчитывают сейчас примерно 8600 видов птиц. Из них около 750 видов встречаются в нашей стране.

- Народ издавна наблюдал за повадками птиц и придумал очень много пословиц и поговорок про них. И сейчас мы поиграем в игру “Собери пословицу”. (Присутствующие дети и родители делятся на две команды и, подойдя к столам с разрезными карточками, составляют пословицы и объясняют их смысл. См. пословицы о птицах)

- Каких птиц знаете вы? (Ворона, воробей, синица…)

- А сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, какие из названных вами птиц обитают в нашей республике Татарстан.

(Дети отгадывают кроссворд, родители вписывают ответы. Каждый ответ – название птицы сопровождается фонограммой голоса птицы и иллюстрацией с ее изображением.)

- Теперь прочитаем, какое слово получилось в клетках, выделенных красным цветом (Кормушка).

- Для чего нужны кормушки?

(Затем дети вместе с родителями и педагогами выходят на улицу и вывешивают кормушки)

По возвращении дети усаживаются за “сладкие” столы, приготовленные родителями. Во время чаепития можно провести подвижные игры.

Последействие

После проведения данного мероприятия дети вместе с родителями ежедневно подкармливают птиц, наблюдают за их повадками.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Игра 1. “Птицы”

Цель игры: закреплять умение классифицировать и называть птиц.

Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: “Вот птица. Что за птица?” сосед принимает предмет и быстро отвечает: “Орел”, затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: “Вот птица. Что за птица?” “Воробей”, – отвечает тот и быстро передает предмет следующему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо, не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую.

Игра 2. “Воробушки и кот”

Дети изображают “воробушков”. Один из них изображает “кота”. На площадке, где воробушки прыгают, бегают, помахивая крылышками, нарисованы круги (или положены обручи) – это деревья. Итак, игра начинается – кот спит, а воробушки разлетелись по всей площадке. Кот просыпается и пытается поймать расшумевшихся воробушков, они разлетаются по деревьям (в любой начерченный круг или обруч), на деревьях кот ловить воробушков не может. Коту приходится снова идти спать.

Материал к кроссворду для детей и родителей

1.Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось в лесу “Ку – ку”

2. Непоседа пестрая
Птица говорливая
Самая болтливая.

3.По лужку важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

4.Прилетают к нам с теплом,
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Пословицы о птицах

“Дятлу без носа, как волку без ног”

“Любит кукушка чужие гнезда считать”

“Невидимый соловей, слышный”

Советы по устройству зимних кормушек для птиц

Стенд для родителей: “Как же птицам помочь и лесу не навредить?”

  • На одной поляне устраивайте не более десяти кормушек.
  • Не используйте в качестве кормушек молочную и кондитерскую тару, для леса она не пригодна. Молочные пакеты со специальной пропиткой, пластиковые коробки, бутылки и пленки приносят большой вред природе. Попадая в почву, они разлагаются очень медленно, практически закупоривая ком земли возле себя на многие десятки лет. Поэтому пакеты желательно использовать вблизи дома – на балконе или за окном.

“Как укрепить кормушку?”

  • Недопустимо прибивать ее к живому дереву гвоздями.
  • Не прикручивайте кормушку к ветвям проволокой. Нельзя, помогая птицам, губить деревья. Лучше сделайте так. Положите жердь как перекладину между двумя деревьями. Повесьте на нее несколько кормушек.
  • Используйте сухой ствол в качестве опоры: к нему прибивать гвоздями можно.

“Полезные советы при обустройстве “Птичьей столовой”

  • Лучший зерновой корм для птиц - крупные подсолнухи. Они не доступны воробьям. Из зерноядных птиц могут разгрызть их только снегири. Синицы, таская на деревья по одной семянке и зажимая ее лапками, продалбливают в ней дырочку, через которую достают зернышко. Для мелких синиц подсолнухи нужно слегка раздавливать бутылкой.
  • Просо, пшено - любимый корм овсянок. Едят его и многие другие птицы, даже синицы, если нет ничего лучше.
  • Овес охотно едят воробьи и овсянки.
  • Арбузные семена очень любят синицы и поползни.
  • Тыквенные семена также хороши для подкормки.
  • Дынные семена едят все птицы.
  • Лебеду едят многие зерноядные птицы.
  • Крапиву очень любят снегири, чижи, чечетки.
  • Репейник (лопух) - основной зимний корм щеглов на воле. Едят его и синицы.
  • Конский щавель, ясень едят снегири.
  • Ягоды рябины, бузины - лакомство снегирей, свиристелей.
  • Хлебные крошки и мясо охотно едят синицы.
  • Сало сырое – любимый корм для синиц, поползней и дятлов.

Устройство для подкормки птиц

 

Для изготовления устройства необходимы следующие материалы:

  • деревянный шест;
  • жесткая проволока;
  • половинка пластиковой бутылки; веревка.