Урок окружающего мира в первом классе по ОС "Школа 2100". Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Разделы: Начальная школа


Цель урока: 

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о домашних животных и культурных растениях.
  2. Познакомить с ролью домашних животных в хозяйстве человека.
  3. Познакомить с разнообразием домашних животных и их особенностями.
  4. Познакомить с ролью культурных растений в хозяйстве человека.
  5. Познакомить с разнообразием культурных растений и их особенностями: садовые, огородные, полевые.
  6. Воспитывать бережное отношение к домашним животным и растениям.

Технология группового обучения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и презентация.
  2. Энциклопедии о животных.
  3. Раздаточный материал (морковь, картофель, лук).
  4. Картинки и иллюстрации с овощами, фруктами, полевыми культурами.
  5. Карточки для самостоятельных работ.
  6. Кроссворд, картинки для кроссворда.
  7. Картинки животных.

 Ход урока 

(Презентация.) (Слайд 1)

1. Организационный момент.

Дети рассажены на 3 группы.

– Сегодня на уроке мы вспомним все о чем мы узнали на прошлых уроках и узнаем еще много интересного.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– На какие две группы можно разделить животных? (Слайд 2)

– Какие животные относятся к диким, а какие к домашним? (Слайд 3)

– Расскажите о своих исследованиях домашних животных.

(Доклады от каждой группы.)

– Какими бывают растения? (Слайд 4)

– Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным? (Слайд 5)

– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадав их, назовете мне тему нашего урока.

  1. Сама пестрая,
    Ест зеленое,
    Дает белое. (Корова.) (Слайд 6)
  2. Хвост крючком.
    Нос пяточком. (Поросенок.) (Слайд 7)
  3. Хвост с узорами,
    Сапоги со шпорами,
    Утром распевает,
    Время считает. (Петух.) (Слайд 8)
  4. Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява,
    Кто любит щи,
    Меня ищи. (Капуста.) (Слайд 9)
  5. В огороде вырастаю.
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут
    И так едят. (Помидор) (Слайд 10)
  6. В огороде у дорожки
    Стоит солнышко на ножке,
    Только желтые лучи
    У него не горячи. (Подсолнух.) (Слайд 11)

– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

– Кем являются для нас домашние животные и чем являются культурные растения? (Слайд 12)

3. Совместное открытие новых знаний.

– Каких животных и какие растения разводят люди для получения продуктов питания?

– Для чего еще разводят животных?

– На прошлом уроке мы узнали, от кого произошли собаки. Уточните. (От волков.) (Слайд 13)

– Как вы думаете, от кого произошли коровы? (От быка тура.) (Слайд 14)

– Свиньи? (От кабанов.) (Слайд 15)

– Лошади? (От диких лошадей.) (Слайд 16)

– Кошки? (От диких кошек.) (Слайд 17)

– Но в природе диким животным приходится трудно. Главная проблема – им надо найти пищу или приспособиться к тому, что ее долго не будет.

– Как животные приспосабливаются к трудным условиям природы? (Медведь.) (Слайд 18)

Медведи.

– Когда медведь впадает в спячку, его сердце бьется медленно, пищеварение и дыхание замедляются, а температура тела медведя падает до 10 градусов. В таком состоянии медведь постепенно использует свои запасы жира, которые накопил летом. Медведь может находиться в зимней спячке несколько месяцев. Впадают в спячку медведи для того, чтобы компенсировать временное отсутствие еды. Если медведя разбудить во время спячки, он может погибнуть от недостатка еды, так как для возвращения обратно в спячку медведю требуется новая энергия, которой может у него уже не быть. Белые медведи зимой спят больше, чем летом, но это не зимняя спячка. Температура и дыхание белых медведей остаются в норме, а во время потепления белые медведи могут гулять целый день. Самки белых медведей спят зимой больше, чем самцы. Они залегают в берлогу, их заносит снегом иногда на недели. Во время этого зимнего сна у белых медведиц рождаются детеныши. Некоторые животные приспосабливаются к тому, чтобы их не съели другие хищники. Какие животные и как это делают? (Заяц – длинные уши, ноги, смена окраски.) (Слайд 19) Нужно животным и приспособиться и к смене погоды: зимой холодно, летом – жарко. Как животные к этому приспосабливаются? (Линька. Лиса летом и зимой, песец) (Слайд 20)

Вывод: “В природе диким животным надо самим заботиться о себе и своем потомстве”.

– Когда у диких животных появляются детеныши? (Весной, в то время, когда достаточно пищи.)

– А заботу о домашних животных взял на себя человек.

– Чем питается корова? (Травой.)

– А в зимнее время, когда на пастбищах нет травы? (О животных заботятся люди. Чтобы у коров круглый год был корм, люди заготавливают сухую траву – сено, в хранилища закладывают картофель, морковь, свеклу, зерно.)

– Где содержатся животные, как устроен дом, в котором они живут?

(Животноводческая ферма, скотный двор) (Слайд 21)

– Здесь (иллюстрации) в ряде длинных помещений расположены коровники. Для каждой коровы отведено место – стойло. К стойлу подведены автопоилки и кормушки. Коров доят с помощью электродоилок. За коровами смотрят доярки, за их здоровьем следят врачи – ветеринары, поэтому коровам не надо менять цвет шерсти, не надо запасать корм, ведь за ними ухаживает человек.

– Почему человек ухаживает за коровами?

– Какую пользу приносят коровы?

– Молоко в специальных цистернах привозят на молокозавод. Что там из него получают? Некоторых коров забивают на мясо, рога и копыта идут на изготовление клея, из рогов умельцы делают украшения.

Фронтальная работа с учебником с. 66–67.

– Но человек научился изобретать разные машины, многие из которых заменили животных.

– Труд каких домашних животных заменили машины? (Лошади, собаки, петухи.) с.66

Может быть домашние животные уже не нужны? (Нет.) Ни одна машина не может давать молоко как … (Корова)

Ни одна механическая игрушка не может стать таким другом, как … (собака.)

Игра “Собери пару: животное и его детеныш”.

-Как называют детенышей домашних животных?

(Работа с раздаточным материалом по группам)

– Какую еще пользу приносят животные человеку? Т.с.63 № 1.

– В какое время года домашние животные появляются? (В любое, зависит от человека.)

– В чем отличие домашних животных от диких животных? (У домашних достаточно пищи.)

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах. Заполните таблицу. (Корова, лошадь, курица) Приложение 1.

Работа с энциклопедиями.

Слова для справок: конюшня, коровник, овчарня, птичник, трава, сено, силос, овес, зерно, шерсть, кожа, мясо, рога, копыта, яйца, перо, молоко, езда, спорт. (Слайд 22)

Выступление команд. 

Физкультминутка. Юнна Мориц “Попрыгать-поиграть”.

Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Идут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и тоже –
Попрыгать-поиграть!

5. Совместное открытие новых знаний.

Давайте разгадаем кроссворд “Что и где растет?”. Приложение 2.

 – Каждая группа находит ответ, выделенный в строке. Выходит и выбирает правильное слово (вывешивает на доске карточки со словами).

Проверяем. (Слайды 23, 24, 25)

 – Какие три группы растений мы выделили?

6. Самостоятельное применение знаний.

Практическая работа.

Морковь, лук, картофель (раздать каждой группе овощ) Приложение 3.

– Съедобными бывают разные части растения: у моркови и редиса-корнеплод, это видоизмененный корень. У картофеля образуются клубни-видоизмененные побеги (стебли и листья), как и луковица у лука (тоже видоизмененный стебель с листьями).

7. Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали нового?

– Человек не может обойтись без растений и животных, живущих рядом с ним. Они помогают ему жить. Но и человек должен заботиться о животных и растениях, которые он приручил (Слайд 26).

8. Творческое домашнее задание.

– Провести научное исследование и выяснить, пища из каких растений съедена сегодня (Слайд 27).