Опыт работы ДОУ по приобщению дошкольников к русской культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


“Перед прошлым склони голову,
перед будущим – засучи рукава”.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, были созданы мини-музей народно-прикладного искусства, стилизованная “Русская горница” и мини-картинная галерея. Разработаны и утверждены Положения о работе мини-музеях, закреплены приказом заведующего их руководители.

В разработанных педагогами дополнительного образования учебных программах, включая перспективное и календарное планирование, решаются вопросы формирования культуры личности. Главная идея программ, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непроходящим общечеловеческим ценностям. Программы содержат новые организационно-методические формы работы, информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и др. источников.

Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Мини-музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>.

“Русская горница” создает атмосферу национального быта. Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>.

Знакомя с работой русских художников мини-картинной галереи <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, важно сформировать вокруг дошкольника одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить ребенка не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.

Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Все мини-музеи оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие на формирование внутреннего мира дошкольника. Работа коллектива в этом направлении носит актуальный характер. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием целостной системы по приобщению детей 2–7 лет к русской национально культуре. Предлагаем познакомиться с одним из компонентов этой работы – кружком по приобщению к русской народной культуре “Родничок”.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и основана на интеграции различных видов детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, музыкальной, игровой и театрализованной. Формой взаимодействия педагога с детьми является непосредственная образовательная деятельность, включающая в себя:

  • ознакомление с предметным миром крестьянского быта;
  • устное народное творчество;
  • народную музыку; 
  • декоративно-прикладное искусство;
  • народные игры и хороводы;
  • ознакомление с историей празднеств на Руси.

В планируемых результатах работы ожидается сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. 2011–-2012 учебный год.

Тема занятия Цели и задачи занятия
1. В тереме расписном я живу… Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
2. Праздник “Осенины – осени именины”. Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.
3. Мебель наших предков. Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.
4. Деревенская посуда. Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации
5. Народные промыслы. Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
6. Ой вы гости, господа. Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.
7. Матрешка – игрушка на все времена. Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.
8. Рукомойник. Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.
9. Хохломские узоры. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
10. Нитки. Ткачество. Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.
11. Городецкая роспись. Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.
12. Одежда наших предков. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
13. Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.
14. Дымковская игрушка. Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам,
15. Женские головные уборы. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
16. Гжельские узоры. Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.
17. Сказания и поверья русского народа. Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.
18. Леший. Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.
19. Масленица. Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.
20. Сердце матери лучше солнца греет. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
21. Русская народная кукла. Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.
22. Жестовские подносы. Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.
23. Фольклор – народная мудрость. Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.
24. Русская печь. Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.
25. Какой бывает фольклор? Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.
6. Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.
27. Москва: древняя столица. Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.
28. Богатыри земли русской. Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.
29. Русский самовар и чаепитие на Руси. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
30. Щи да каша – пища наша. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
31. Филимоноская игрушка. Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.
32 Эх, лапти мои, лапти липовые. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

33.

Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.
 

34.

Занятия и ремесленничество русского народа. Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.