Обобщающий урок-игра по биологии человека "Понемногу обо всем"

Разделы: Биология


Цель: Обобщить знания студентов о физиологии, анатомии и гигиене человеческого организма, показать умение воспринимать организм как целостную гармоничную систему;
воспитывать чувство гордости за вклад отечественных ученых в мировую биологическую науку, основы здорового образа жизни;
развивать аналитические умения, креативность, способность работать в малых группах.

Оборудование урока: портреты ученых, демонстрационные таблицы систем органов.

Урок проходит в виде интеллектуальной игры. Студенческая группа разбивается на три команды и им педагог предлагает следующие задания.

Задание 1. Их имена знают все.

Для выполнения этого задания студентам следует очень кратко определить вклад ученого в мировую биологическую науку. В скобках предполагаемые ответы.

  1. Гиппократ (460–377 до н.э.) – (выдающийся древнегреческий врач, разработал нормы поведения врача в отношении больного, освободил медицину от религиозного влияния).
  2. Ибн-Сина (Авиценна) (980–1037) – (среднеазиатский ученый, философ, врач. Создал медицинское руководство, признанное в Европе и странах Востока).
  3. Дженнер Э. (1749–1823) – (английский врач, разработал и внедрил вакцину против оспы, положил начало вакцинации).
  4. Павлов И.П. (1849–1936) – (великий русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности).
  5. Сеченов И.М. (1829–1925) – (великий русский физиолог, обосновал рефлекторную природу человеческого сознания).
  6. Филатов Н.Ф. (1847–1902) – (основоположник отечественной педиатрии, его имя носят многие детские медицинские учреждения).
  7. Мечников И.И. (1845–1916) – (великий русский биолог, микробиолог, один из основоположников учения об иммунитете).
  8. Лунин Н.И. (1853–1937) – (педиатр, открыл незаменимые факторы питании, названные в последствии витаминами).

Задание 2. Как это по-русски.

Весь перечень терминов разбивается на три части и команды за определенный промежуток времени объясняют их значение.

  1. Дендриты – гр. “дендрон” – дерево
  2. Гормоны – гр. “гормао” – возбуждаю
  3. Витамины – лат. “вита” – жизнь.
  4. Антропометрия – лат. “антропо” – человек
  5. Фагоцитоз – гр. “фаго” – пожираю.
  6. Антитела – гр. “анти” – против.
  7. Иммунитет – освобождение.
  8. Гигиена – целебный, приносящий здоровье.
  9. Гигантизм – гр. “гигас” – великан.
  10. Токсин – гр. “токсикон” – яд.
  11. Гельминтоз – гр. “хельминтоз” – червь.
  12. Антибиотик – гр. “анти” – против, “биос” – жизнь.
  13. Анемия – гр. “а” – отрицание, “хейма” – кровь.
  14. Акромегалия – гр. “акрон” – конечность, “мегас” – большой.
  15. Акселерация – лат. “акцелерация” – ускорение.
  16. Адаптация – лат. “адаптацио” – приспособление.
  17. Анатомия – гр. “анатоме” – рассечение.
  18. Дерма – гр. “дерма” – кожа.
  19. Донор – лат. “донаре” – дарить, жертвовать.
  20. Имплантация – лат. “им” – в, “плантаре” – сажать.
  21. Кифоз – гр. “кифоз” – согнувшийся
  22. Лейкоциты – гр. “леукос” – белый, “китос” – клетка.
  23. Медиатор – лат. “медиатор” – посредник.
  24. Эритроцит – гр. “эритрос” – красный, “цитос” – клетка.

Задание 3. Пятиборье за столом.

Каждой команде предлагаются пять одинаковых заданий, требующих краткого ответа.

  1. Назвать пять гигиенических мероприятий по профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
  2. Назвать пять желез.
  3. Перечислить органы мочевыделительной системы.
  4. Назвать пять пищеварительных соков.
  5. Влияние алкоголя на репродуктивное здоровье.

Задание 4. Понемногу обо всем.

Это задание включает биологические задачи, которые содержат дополнительную занимательную и познавательную информацию, а также требуют от обучающихся краткого ответа на поставленный вопрос.

  1. Подумать только, если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Какую функцию выполняют эти клетки крови. (Они переносят кислород в организме с помощью белка гемоглобина.)
  2. Знаете ли вы, что лейкоциты, рождаясь в костном мозге, селезенке и лимфатических узлах, живут 4–5 дней и на смену им приходят все новые и новые “славные воины”. Почему их так называют. Лейкоциты борятся с микробами с помощью фагоцитоза.)
  3. За сутки у человека выделяется до 1000 мл. слюны. Какое значение слюна имеет в процессе пищеварения? (слюна смачивает и ослизняет пищу, содержит ферменты для расщепления углеводов пищи.)
  4. Оказывается, масса всех вместе взятых желез внутренней секреции одного человека составляет 100 г. В чем их значение в жизни человека? (Железы внутренней секреции вырабатывают биологически активные вещества – гормоны.)
  5. Оказывается, в отличие от других пищеварительных соков, желчь почти не содержит ферментов. Какое значение имеет желчь в процессе пищеварения? (Желчь эмульгирует жиры: переводит жиры в мелкокапельное состояние.)
  6. Оказывается, на 1 квадратном сантиметре грязной кожи насчитывается около 40 тыс. микробов. Почему на чистой коже их значительно меньше? (Кожа человека способна вырабатывать защитное вещество лизоцим, чистая кожа вырабатывает этого вещества больше, чем грязная.)
  7. Интересно знать, что 15 г. адреналина с избытком хватило бы для всех людей земного шара. Где вырабатывается этот гормон? (Адреналин вырабатывается мозговым веществом надпочечников.)
  8. Помните слова М.В. Ломоносова, который писал, что умеренное употребление пищи – мать здоровья. Какое определение здоровью дает Всемирная Организация Здравоохранения? (Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.)
  9. Оказывается, половина населения человечества имеет только два, а не четыре “зуба мудрости”. Скажите, а сколько зубов у человека? (Тридцать два зуба.)

Заключительное слово преподавателя, подведение итогов.