Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова, Г.Р. Державина, Г.Тукая

Разделы: Литература


Цели:

  1. учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову;
  2. сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи;
  3. оперировать литературными понятиями "риторический вопрос", "рефрен", "ирония", “метафора”;
  4. развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение четко и связно излагать и объяснять свои мысли;
  5. воспитывать в детях гражданские чувства.

Оборудование: презентация, сборники стихотворений Н.А.Некрасова, Г.Р.Державина, Г.Тукая, картина И.Репина “Бурлаки на Волге”, учебник литературы для 7 класса (под редакцией В.Я.Коровина), тексты стихотворений Г.Р.Державина, Г.Тукая

Ход урока

I. (Слайд 1, 2) Вступительное слово учителя. Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как “Размышления у парадного подъезда”. Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно. (Слайд 3)

II. Прослушивание подготовленного сообщения учащимися об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” (Слайд 4). Рассмотрите портрет второго прототипа нашего персонажа князя Чернышева. (Слайд 5)

III. Слово учителя.

Вы прочитали дома стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Прочитаем некоторые выражения и их определения. (Слайд 6) 

Посмотрите вот тот самый “парадный подъезд”. (Слайд 7)

IV. Краткий сюжет стихотворения (сообщение учащегося).

V. Беседа по вопросам

На сколько частей можно разделить это стихотворение? (Три: первая – сцена у парадного подъезда, вторая – обращение к владельцу роскошных палат, третья – слова автора, обращение к народу.)

Что поражает автора в первой части (Привычка к рабскому низкопоклонству “свободных граждан” почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.)
С какими словами обращается автор к вельможе (прочитать отрывок из стихотворения).

В чем он его обвиняет? (Волокитство, обжорство, азартные игры.)

Верит ли он в “пробуждение” вельможи? (Нет. “ Но счастливые глухи к добру”.)

С какими чувствами говорит автор о русском народе? (Сострадание, сочувствие, жалость.) (Слайд 8)

VI. Чтение и анализ отрывков. (Прочитать от слов “назови мне…” до слов “судов и палат”.)

Какое слово звучит рефреном и почему? (“Стонет”, чтобы усилить чувство сострадания.)

Прочитать отрывок от слов “выдь на Волгу” до слов “стон бесконечный” и сравнить с картиной И.Репина “Бурлаки на Волге”. (Звучит песня “Дубинушка”.) (слайд 9). (один сюжет, одна картина – безрадостная жизнь, тяжелый труд. Бесправие, безысходность.)

С каким вопросом обращается автор к народу (риторический вопрос “Ты проснешься ль исполненный сил”? Автор сомневается сможет ли народ когда-нибудь подняться на защиту своих интересов).

VII. Слово учителя.

Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: ”суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа.
Но все же, важнее для поэта мысль о судьбе народа, поэтому он опять возвращается к вечной теме покорности и задает вопрос, на который нет ответа.

VIII. Для сопоставительного анализа мы подготовили также стихотворения и других авторов. Прослушаем чтение стихотворение нашего великого земляка Г.Р.Державина “Вельможа”. (Слайд 10) (Чтение ученика.) Приложение.

IХ. Беседа по вопросам.

1. Что роднит это стихотворение со стихотворением Некрасова? (Тема бессердечности богатства и власти к бедным и обездоленным.)

2. Как он описывает жизнь вельможи? (Прочитать цитату.)

Какой по мнению автора должна быть деятельность вельможи? (Направлена на помощь бедным).

3. Какие выразительные средства языка использует автор (иронию, метафоры, найти в тексте).

Х. Слово учителя. В двух предыдущих стихотворениях мы с вами увидели портреты богатых, облеченных властью чиновников и вельмож. Но подумайте, вечно ли богатство, всегда ли оно может защитить его владельца? (ответы учащихся). Согласна с вашими ответами. И поэтому, предлагаю вам прочитать стихотворение великого татарского поэта Габдуллы Тукая “Мольба”. (Слайд 11, 12) (Чтение наизусть на русском и татарском языках.) Приложение.

ХI. Беседа по вопросам.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Тягостное, оказывается, даже богатые бывают вынуждены просить милостыню, они не думают о завтрашнем дне.)

О чем молит этот бывший богач? (он просит у людей подать ему хоть копейку и мечтает уже не об обильной еде, а о сухой корочке хлеба)

Основная мысль этого стихотворения. О чем размышляет автор, о чем он советует думать всем людям? (Бедность может постигнуть всех; надо внимательнее относиться к своему окружению и отличать настоящих друзей от подхалимов и подлиз.)

Действительно, все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их.

ХII. Подведем итоги нашего анализа.

Какие проблемы волновали и Некрасова и Державина и Тукая?

Посмотрите на даты написания стихотворений. (1856, 1794, 1907)

Самое позднее – Габдуллы Тукая.

Изменилось во времена Тукая отношение к бедным, стали ли богатые щедрее, внимательнее? (Нет, ничего не изменилось, богачи также наживаются на подневольном труде бедного народа.)

Слово учителя, Согласны ли вы, что все эти произведения дают нам материал для осмысления личностей и убеждений самих авторов. Да, всех их можно поставить в ряд певцов народных страданий, выразителей общественного мнения передовых людей того времени, собственной боли и муки за совершаемую несправедливость.

А теперь подумайте и скажите, актуальна ли эта тема в наши дни? Почему?

Обоснуйте свое мнение. (Ответы учащихся.)

Действительно, тема власти денег, бесправия обездоленных будет всегда волновать людей. Но как будет решаться этот вопрос в будущем, зависит именно от вашего поколения. Поэтому желаю вам, будущим правителям, бизнесменам, дипломатам быть внимательными к нуждам других, принимать справедливые законы и самим их исполнять, не взирая на толщину кошелька и высокие чины.

ХI. Результаты урока. Комментарий отметок.

ХII. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения “Железная дорога”, ответить на вопросы стр.259–260.