Интеллектуальная игра как одна из форм работы с одаренными детьми

Разделы: Физика, Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Современное общество – информационное общество с большим, постоянно меняющимся потоком информации. Для того чтобы соответствовать требованиям современности, быть деятельными и активными, сегодняшним школьникам необходимы умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать и анализировать информацию, находить правильное решение в различных ситуациях.

В целях предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования и разностороннего развития, формирования интеллектуального потенциала в нашей параллели традиционными стали интеллектуальные игры.

Игра – самое любимое занятие детей. Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли, применять знания, полученные на уроках и добытые самостоятельно, в непривычной для ребят ситуации.

Проведение интеллектуальных игр в нашей параллели стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Потребности всех детей в рамках традиционного урока не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития учащихся. Поэтому работа с одарёнными или просто способными детьми может принимать различные формы. В отличие от предметных олимпиад, научно-практических конференций, различных образовательных конкурсов, интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание.

Интеллектуальные игры как одна из форм работы с одаренными детьми проводятся нами как классными руководителями и учителями – предметниками в системе, начиная с 6 класса. Дети с удовольствием в этих играх участвуют, а мы, учителя, видим несомненную пользу данных мероприятий и видимый результат.

Систематическая работа в параллели в течение 4 лет уже принесла определенные результаты, поэтому есть смысл поделиться опытом работы, задуматься над продолжением и дальнейшим развитием данной формы проведения занятий с детьми. В приложении мы предлагаем ознакомиться с теми играми, которые были разработаны и проводились нами с 6 по 11 класс.

Приложение 1

Цели:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству В.П.Астафьева.
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся.
  • Воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории.

На доске эпиграф.

…И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро.
В.Астафьев

Оформление класса: фотографии писателя и его родных, выставка рисунков учащихся к рассказам В.П.Астафьева, книжная выставка.

Ход игры

Вступление.

«Память моя память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги…

Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,– слышишь?– воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него.

Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе…

Далеко-далеко возникло лёгкое движение, колыхнулась серебряная нить…Там, в неторопливо приближающемся прошлом…идёт ко мне озарённый солнцем деревенский мальчик…

Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого – неужто он был мною, а я им?!»

Так написал о себе однажды большой русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

В русской литературе немало произведений о детстве, в том числе и автобиографических. О некоторых из них пойдёт речь в этом учебном году на уроках литературы. В этом же ряду своё место занимает и повесть В.П.Астафьева «Последний поклон», книга о ярких впечатлениях детства, книга о добре, о взрослении человека. О некоторых рассказах из этого сборника сегодня и пойдёт речь. Урок будет не совсем обычным. Мы будем играть. Да, да, не удивляйтесь, именно играть, ведь вы же пока ещё дети.

Конкурс 1. «Литературный верификатор» или «Веришь – не веришь»

Есть замечательная русская пословица «Доверяй да проверяй». Готовясь к сегодняшнему уроку, вы кое-что читали о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Для участия в конкурсе я приглашаю по одному участнику команды и по очереди задаю им вопросы. За правильный ответ 1 балл. Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чём-то впервые, постарайтесь запомнить.

  • Веришь ли ты, что отчество писателя Астафьева Иванович? (Нет, Петрович.)
  • Веришь ли ты, что родное село В.П.Астафьева называется Овсянка? (Да, это село находится в Красноярском крае.)
  • Веришь ли ты, что будущий писатель был сиротой? (Да, его мама утонула в реке, когда мальчику было всего семь лет.)
  • Веришь ли ты, что дедушка писателя был профессором? (Нет, он был крестьянином.)
  • Веришь ли ты, что мальчика воспитывала тётя? (Нет, в раннем детстве его воспитывали дедушка и бабушка.)
  • Веришь ли ты, что бабушку писателя звали Елизаветой? (Нет, её звали Катерина Петровна.)
  • Веришь ли ты, что писатель был детдомовцем? (Да, несколько лет будущий писатель жил в детском доме.)
  • Веришь ли ты, что писатель воевал на фронте? (Да, во время Великой Отечественной войны В.П.Астафьев добровольцем ушёл на фронт.)
  • Веришь ли ты, что В.П.Астафьев на фронте был генералом? (Нет, он был рядовым: сначала шофёром, потом связистом.)
  • Веришь ли ты, что в девятнадцать лет он стал инвалидом? (Да, на передовой он был тяжело ранен, контужен, и комиссован с фронта по состоянию здоровья.)
  • Веришь ли ты, что много лет В.П.Астафьев провёл на Урале? (Да, много лет он жил в Пермской области в городе Чусовой.)
  • Веришь ли ты, что в последние годы писатель жил на берегу великой русской реки Волга? (Нет, он жил в родном селе Овсянка на берегу Енисея.)
  • Веришь ли ты, что В.П.Астафьев писал только рассказы о детстве? (Нет, он писал и о природе, и о Великой Отечественной войне, и об обществе; мы обязательно прочитаем и другие его произведения, когда вы станете чуть старше.)
  • Веришь ли ты, что писатель никогда не был женат? (Нет, свою жену, с которой он прожил всю жизнь, он встретил в госпитале.)
  • Веришь ли ты, что писатель был удостоен Государственной премии РФ? (Да, но, к сожалению, посмертно как автор поставленных на сцене МХАТа им. А.П.Чехова рассказов «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник».)

Конкурс 2. «Со страниц на сцену»

К сожалению, пока немногие произведения В.П.Астафьева поставлены на сценах русских театров. Дело в том, что это не драматические произведения, то есть не предназначены специально для постановки на сцене. Повесть «Последний поклон» – это произведение исповедального характера, это повествование писателя о собственном детстве. Это книга-воспоминание, книга-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов. Автор является в них центральной действующей фигурой. Это его глазами мы видим окружающий мир. Но героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений. Попробуем в них перевоплотиться. Попробуем представить, что мы играем маленький спектакль по любимым рассказам.

За мастерство перевоплощения в нашем конкурсе команды могут заработать 10 баллов. Учитывается всё: и знание текста, и выразительность чтения, и попытка воссоздать костюмы и интерьер. А команды-соперники могут заработать дополнительный балл, если узнают, отрывок из какого рассказа инсценировали ребята.

Конкурс 3. «Самый внимательный читатель»

  • Читая произведения В.П.Астафьева, вы, наверно, обратили внимание, что писатель, в своих рассказах о детстве, часто писал о животных. Это не случайно. Ведь в детстве особенно остро ощущается кровная связь с живой и неживой природой. Попробуйте вспомнить рассказы, в названиях которых встречается упоминание о животных. («Зачем я убил коростеля?», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Щурок-швырок», «Конь с розовой гривой»)
  • Замечательный рассказ «Осенние грусти и радости» – это просто настоящая ода русскому огороду. Упоминание о каких овощах встречается на страницах этого произведения. (Капуста, картошка, морковь, брюква, свёкла, бобы, горох)
  • Каким замечательным уральским словом называется тара, в которую собирала малину бабушка? (Туес)
  • Какую ягоду собирал на увале Витя, надеясь заработать пряник конём? (Земляника)
  • Почему Вити нет на фотографии? (Заболел)
  • Озеро с какой рыбой нашёл Васютка? (С белой речной)
  • Каких птиц, оставшихся на Енисее, спасали ребята от лютого мороза? (Гусей)
  • Какую «самую главную работу» поручили выполнить ребятам после того, как взрослые съездили за сеном? (Утаптывать сено)
  • Как называется речка, впадающая в Енисей, на берегу которой находился покос дедушки Вити? (Мана)
  • От какой болезни бабушка постоянно лечила Витю? (От ревматизма ног)
  • Кого Санька «увидел» в пещере? (Домовниху с домовым)
  • Что перебирал Витя в погребе, чтобы бабушка «на вырученные деньги купила мануфактуры»? (Картошку)
  • Какую вещь испортил Витя, когда вместе с Санькой отправился к дедушке на заимку? (Штаны)
  • Что принёс учитель больному Вите? (Фотографию)
  • Что бабушка клала для красоты между окон, прямо на валик ваты? (Рябину)

Конкурс 4. «Составь пословицу»

Несомненно, образ бабушки писателя, с любовью изображённый в рассказах вам очень запомнился. Катерина Петровна является в произведении, как и в жизни, носителем русской национальной идеи: идеи добра, терпимости, любви к людям. Все её поступки просты и мудры. И в речи её часто встречаются яркие, образные, запоминающиеся слова и выражения. Использует она и пословицы – кладезь народной мудрости. Следующий конкурс так и будет называться «Составь пословицу». Каждая команда получит листочек с заданием и попробует расположить слова в правильном порядке. За правильный ответ – 1 балл.

Задание 1 команде.

  • Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье.)
  • Язык, голова, болтает, а, отвечает.( Язык болтает, а голова отвечает.)
  • До, поту, поешь, работай, в, охоту. (Работай до поту, поешь в охоту.)

Задание 2 команде.

  • Не, дурная, голова, даёт, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не даёт.)
  • После, храбрых, много, драки. (После драки храбрых много.)
  • Кошке, мышке, игрушки, слёзки. ( Кошке игрушки – мышке слёзки.)

Задание 3 команде.

  • А шуба, не, хлеб, греет. (Не шуба греет, а хлеб.)
  • Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела.)
  • Два, хорошо, а , ум, лучше (Ум хорошо, а два лучше)
  • Прочитайте вслух, что у вас получилось и запомните мудрые народные слова.

Конкурс 5. Конкурс знатоков «Кто есть кто»

Продолжаем играть. Для участия в следующем конкурсе я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Ребята должны ответить на вопросы, начинающиеся со слова «кто». Совещаться с командой «знатоки» не имеют права. За правильный ответ – 1 балл. Если «знаток» не знает ответ, на вопрос может ответить соперник. В крайнем случае на помощь приходит команда.

Задание команде 1.

  • Кто из героев В.П.Астафьева рассказывал, «что человек она ноне одинокой, пережила всю родову», «внук Юрочка погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился»? (Бабка из рассказа «Бабушка с малиной»)
  • Кто из героев рассказа «Конь с розовой гривой» «в сердцах или в насмешку» называл бабушку генералом? (Дедушка)
  • Кто «оттолкнул ребят, а сам схватил палку и принялся молотить по змее»? (Учитель)

Задание команде 2.

  • Кто из героев рассказа «Гуси в полынье», «вполне взрослый человек», «однажды на спор перешёл во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой»? (Мишка Коршуков)
  • Кто почти пять дней провёл в тайге один, но не отчаялся, преодолел трудности и спас свою жизнь? (Васютка из рассказа «Васюткино озеро»)
  • Кто привозил из леса ребятам гостинцы от зайца, от лисы, от медведя? (Дедушка)

Задание команде 3.

  • Кто из героев рассказа «Запах сена» «сильный и злой», «особый человек – он глухонемой», «Богом обиженный»? (Брат Алёшка)
  • Кто из левонтьевских ребятишек был» исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными, окровенелыми руками,…вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? (Санька)
  • Кто постоянно занимал деньги в долг у Витиной бабушки? (Тётка Васеня)

Конкурс 6. «Лучшая иллюстрация»

Один представитель команды рассказывает о своей иллюстрации к одному из рассказов В.П.Астафьева, доказывая, что его иллюстрация является лучшей. За лучшую защиту – 3 балла.

Подведение итогов.

Мы сегодня с вами играли. И как в любой игре и у нас должны быть победители. Пока мы не услышали результатов конкурса, я хочу заставить вас задуматься о том, что проигравших в нашей игре нет. Разве могут быть проигравшие среди тех, кто впервые, как стрижонок Скрип в рассказе В.П. Астафьева, попробовал эту вкусную каплю – малую часть всего наследия писателя. И я думаю, что эта встреча с творчеством великого русского писателя была не последней. И ещё один вопрос: «Скажите, а о чём вас заставили задуматься рассказы Астафьева?»

Жюри подводит итоги.

Рассказы В.П.Астафьева из книги «Последний поклон»– это рассказы о детстве, о чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что этот жизненный период очень важен в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. У В.П.Астафьева детство пришлось на суровые, голодные годы. Но это время согрето любовью и заботой родных людей. Именно поэтому оно – самая счастливая пора в жизни любого человека. Если в детстве ребёнка окружили бесконечным терпением и добротой, то просто должен «человек быть счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро».

Интеллектуальный турнир «Физика + математика»

Цель: показать единство теории математики и физики через межпредметные связи; продолжить развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, преодолевать трудности.

Любите ли вы математику? А физику? Глупые крикнут – нет! Осторожные скажут – да, а умные подумают – как их можно любить? Разве мы любим чайник, кровать или воду? Любим мы их или нет, но без них невозможно обойтись! Так и физика с математикой. Отправляясь в магазин и считая сдачу, мы не задумываемся о том, какие действия производим в уме. Наклеивая обои, мы их не клеим как попало, а применяем принцип параллельности прямых. Даже маленькие дети знают, что нельзя толкать пальцы в розетку. Физика и математика живут рядом с нами. Мы хотим, чтобы эти две серьезные науки предстали перед вами с необычной стороны. Поэтому мы решили провести интеллектуальный турнир «Физика+математика».

Для участия в турнире каждая команда должна представиться. Очень бы хотелось, чтобы название и девиз были связаны с одной из этих наук. И не обязательно в серьезной форме. Максимальная оценка 1 балл.

Конкурс «Представление»

Перед любой игрой необходимо провести разминку. Даже спортсмены перед началом соревнований разминают свои мышцы. Мышц в голове нет, но там есть извилинки, их мы сейчас и разомнем. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Конкурс «Разминка»

  1. Что тяжелее: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты? (одинаково)
  2. Ученый, открывший закон, когда ему на голову упало яблоко? (Ньютон)
  3. Из чего состоят молекулы? (атомы)
  4. На двух руках 10 пальцев? Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  5. Чему равна сумма смежных углов? (180о)
  6. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9? (20)
  7. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (11)

 

  1. Как пронести воду в решете? (заморозить)
  2. Кто движется быстрее: заяц со скорость 20 м/с или дельфин со скоростью 72 км/ч? (одинаково)
  3. В сочинениях какого древнегреческого ученого впервые появилось слово «физика»? (Аристотель)
  4. Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получилось число, большее двух, меньшее трех? (запятую)
  5. Чему равна площадь прямоугольника? (а*в)
  6. Сколько концов у 3,5 палок? (8)
  7. Назовите число, разделяющее положительные и отрицательные числа? (0)

 

  1. Кто открыл явление инерции? (Ньютон)
  2. Научное предположение о чем – либо? (гипотеза)
  3. Какова скорость самолета, если за час он проходит 900 км? (900 км/ч)
  4. От наименьшего трехзначного числа вычли наибольшее двухзначное. Сколько получилось? (1)
  5. Как называют сотую часть числа? (процент)
  6. Бревно распилили 10 раз. Сколько получили чурбанчиков? (11)

Эстафеты бывают разные, например легкоатлетические. Что вы делаете? Правильно, передаете эстафетную палочку. У нас сейчас тоже будет эстафета, но передавать вы будете не палочку, а результат решения задачи. В задании 4 задачи, решение предыдущей задачи является недостающими данными следующей задачи. Будьте внимательны: конечный результат зависит от каждого этапа эстафеты. Каждая правильно решенная задача оценивается в 2 балла.

Конкурс «Эстафета»

  1. Длина пути от Сашиного дома до школы 1,5 км. Время, оставшееся до занятий, – 0,5 ч. С какой скоростью должен равномерно двигаться Саша, чтобы наверняка попасть на первый урок?
  2. Используя семь раз результат первой задачи и знаки действий, запишите число 100.
  3. Печальный дядя Боря хотел сам сварить себе суп, и у него получилась зеленая гадость массой … г (результат предыдущей задачи). Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать, 0,001 м3. Вычислите плотность дядибориной гадости.
  4. Вычислите: (… * 0, 0025 + 0,75) * 5 – 0,6

Многие законы физики были открыты не путем теоретических расчетов, а экспериментальным путем. Вспомните несчастного Ньютона! Если бы ему на голову не упало яблоко, то он не открыл бы закон всемирного тяготения. А Архимед? Если бы он не решил искупаться в ванне, не узнал бы весь мир закон Архимеда. Поэтому мы предлагаем вам сейчас сделать свое маленькое открытие. С помощью предложенных приборов вам необходимо измерить толщину одной монеты. За правильное решение – 2 балла.

Конкурс «Экспериментальный»

Мы живем в такое время, когда человек должен не только что-то знать, но и уметь громко об этом заявить, а не сидеть и не ждать, когда кто-нибудь поймет, что он сделал великое открытие. Опять же рыночные отношения… Давайте проведем аукцион знаний.

Вы должны назвать:

  1. физические величины;
  2. пословицы, которые содержат числительные.

Если вы не дали ответ, команда выбывает из игры. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс «Аукцион»

Если вы думаете, что физика и математика – науки сухие, то вы глубоко заблуждаетесь. Мы вас сейчас попытаемся разубедить. Из песни слов не выкинешь, тем более, если это слово обозначает агрегатное состояние воды. Вы должны назвать строчки из песен, в которых упоминается одно из трех агрегатных состояний воды.

Конкурс «Музыкальный»

Физика и театр. Казалось бы два несовместимых понятия. Однако мы с вами сейчас попытаемся их объединить. Конечно, мы не предлагаем вам рассказывать трагическую историю взаимоотношений физики и математики, написанную Шекспиром. Но кое-что представить в лицах вы сможете. Итак, театр физических… ой, мимических миниатюр. Вам необходимо изобразить с помощью мимики и жестов предложенные ситуации:

  1. если воздействовать на тело, то оно меняет свою скорость;
  2. все тела притягиваются друг к другу;
  3. с повышением температуры молекулы движется быстрее.

Конкурс «Театральный»

Итак, пока жюри подводит итоги, я хочу сказать следующее: я думаю, что вы еще раз убедились, что физика и математика, хотя и науки, но вовсе не скучные, а очень интересные. Сейчас в городе проходят олимпиады. Надеюсь, что вы так заинтересовались нашими предметами, что в будущем году все призовые места будут наши.