Урок окружающего мира "Смена времен года". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: «Смена времён года»

Цели:

  • Познакомить учеников с обращением Земли вокруг Солнца как причины смены времён года;
  • Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
  • Научиться демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца;
  • Развивать целостное восприятие мира, художественно-образное мышление;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, коммуникативные качества личности.

Оборудование: карточки с заданиями, глобус, лампа.

Ход урока

 

Этапы урока.

Содержание этапа.

1.

Организационный момент.

– Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

позитивно настроиться на урок

определить приёмы работы

– Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

психологически настроить учащихся на учебную деятельность

создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах.

Применяемые методы:

Метод мотивации и стимулирования:

а) интереса к учению

б) долга и ответственности в учении

– Мы начинаем наш урок. Как мы добываем знания на уроках окружающего мира?

– Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы.

– Где пригодятся эти знания?

– Ответы детей.

Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?)

– Дети выбирают цвет.

– Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо

«Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель:

определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения

выявить характерные недостатки в знаниях, их причины

ликвидировать обнаруженные недочёты

организовать и направить детей к постановке цели урока.

Применяемые методы:

  • метод беседы
  • метод самоконтроля
  • метод проблемного обучения

Формы работы на данном этапе:

  • работа в группах
  • игра

– Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке

  1. Ночь наступает, т. к. на небе появляется Луна.
  2. Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.

– Последний вывод относится к прошлому уроку.

– Поднимите руки, кто согласен с ответом товарища.

– Как вы считаете, всё ли нам известно о движении Земли?

– Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли.

– Нет, мы ещё многого не знаем

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Работа в группах. Игра «Причина – следствие»

– Каждая группа получила задание. Вы сможете его выполнить, если вспомните то, о чём мы с вами говорили на прошлых уроках. Оно же нам поможет узнать, что нового нам предстоит узнать на этом уроке.

Игра «Причина – следствие»

– Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.

  1. Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на Землю. Почему?
  2. Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время она превратилась в маленькую точку. Почему?
  3. И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым. Почему?
  4. Земля облетела Солнце. А за нашим окном опять осень. Почему?

(1. Лист упал потому, что наступила осень, и ещё на него действует притяжение Земли. 2. При удалении предметы кажутся меньше. 3. Причина появления Солнца – вращение Земли вокруг своей оси. 4. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, т. к. действует закон всемирного тяготения. Но почему за окном опять осень – мы не можем сказать.)

Целеполагание.

– Разве мы раньше не говорили о вращении З. вокруг С.?

– Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

– Мы говорили, но не обсуждали, что происходит в этот момент.

– Мы, наверное, узнаем, какие изменения происходят на З. во время её вращения вокруг С. Почему каждый раз одно время года сменяет другое?

– Итак, тема нашего урока «Смена времён года» А главный вопрос:

Какие изменения происходят на З. во время её обращения вокруг С.?

Физминутка.

Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.)

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели:

  • направить и организовать учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний
  • развивать умение добывать знания, анализировать явления, делать выводы
  • формировать умения организовывать свою учебную деятельность

Применяемые методы:

  • частично-поисковый
  • метод проблемного обучения
  • словесный (беседа, работа с учебником)
  • метод контроля и самоконтроля
  • метод формирования интереса к учебной деятельности

Формы работы на данном этапе:

  • групповая форма работы
  • работа в парах

3. «Открытие» знаний.

1. Совместное «открытие»  знаний.

– Сейчас мы с вами должны ответить на наш главный вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе – сядьте ровно.

– Опыт с ламой и рукой, который показывает, как распределяются солнечные лучи по земной поверхности. (учителю помогает заранее подготовленный ученик)

Включим лампу-Солнце, поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы и рука , и лампа были на одинаковой высоте от стола.

– Что ты ощущаешь?

– Руке очень тепло

– Теперь медленно поднимай её вверх на том же расстоянии от лампы. Что ощущаешь?

– Руке уже не так тепло.

– Может лампа перестала греть? Вернись в исходное положение. Что теперь ощущаешь?

– Опять руке стало тепло.

Теперь также медленно опусти руку вниз. Тепло ли руке? Почему?

– Рассуждения детей.

– Расскажите, как падают лучи в 1, 2, 3 случаях?

Во 2 случае лучи падают почти прямо, а в1 и 3 – наискосок.

– Так, почему во 2 положении руке было тепло?

– Лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла.

– Давайте посмотрим, что происходит с З.

– Где же на З. будет теплее всего?

– Там, куда падают прямые лучи.

– А в какое время года у нас теплее всего?

– Летом.

2. Работа в парах с учебником.

Сейчас откройте учебник  с.57. И попробуйте догадаться, какое время года изображено на каждой картинке. Почему?

Спросить нескольких учеников.

– Поднимите руки, кто считает, как ваши товарищи (самопроверка)

3. Опыт с глобусом, иллюстрирующий движение З. вокруг С.

1. Найдите место, где находится Волгоград

Отметим стикером.

2. При передвижении Глобуса вокруг лампы помним о направлении земной оси .

(ось направлена на Полярную звезду)

3. Ученик располагает глобус, а остальные оценивают

– Куда смотрит ось З. : на Солнце или от Солнца?

– От Солнца

– Определите, где теплее при таком положении?

– Там,  куда попадают его лучи.

– Как вы думаете, какое время года у нас?

– Зима.

– Давайте передвинем глобус вокруг С. Куда должна смотреть его ось?

– На полярную звезду.

– Куда теперь смотрит ось З. На С. или от С.?

– К Солнцу

– Где теплее? Какое время года у нас?

– Лето.

Работа по учебнику с.58.

В первом случае у нас ось З. наклонена от С. Какие лучи падали на наш город?

– Пологие.

А во втором случае ось З. наклонена к С. Какие лучи в нашем городе? Какое время года?

– Прямые. У нас лето.

– Какую часть окружности прошла З.вокруг С. В нашем опыте? Что сменилось в нашем опыте?

– Половину. Зима сменилась на лето.

– Как вы думаете, что произойдёт, когда З. совершит полный круг вокруг С.? (переставляю глобус)

– Снова наступит зима.

4. Индивидуальная работа с учебником.

– А вот за какой период это произойдёт, вы найдёте в учебнике на с 59.

– Кто из вас может произнести это число?

– За год. Год длится 365 дней.

Можем мы теперь ответить на вопрос : Какие изменения происходят на З. во время её обращения вокруг С.? И почему после осени к нам приходит зима, после зимы – весна? 

(возвращаются к заданию №4, выполняют его)

Физминутка.

5. Первичное закрепление учебного материала. (инсценировка сказки Н.Сладкова «Почему год круглый»)

– А то, насколько хорошо вы усвоили тему, мы сейчас проверим.

– Дети озвучивают сказку.

– Кто же из героев прав?

– Какие знания вам помогли это определить?

– Солнышко.

– Ответы детей.

4.

Закрепление учебного материала.

Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

  • научиться применять полученные знания, объяснять явления природы с точки зрения науки
  • определить задачи на следующий урок

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

  • закрепить полученные знания для применения их в дальнейшей самостоятельной работе по данному материалу
  • выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины, и учить детей планировать свою работу в дальнейшем

Применяемые методы:

  • создание ситуации успеха
  • метод дифференцируемой самостоятельной работы
  • иллюстративный метод
  • практический
  • метод контроля и самоконтроля

 

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

– Выберите себе любой вопрос на с.59 и ответьте на него. (разные по сложности)

– Коллективная проверка.

2. Самостоятельная работа с взаимной проверкой

– Задание №7 в рабочей тетради

– Поднимите руки, кому удалось выполнить задание без ошибок? А кто допустил ошибку?

– Как вы думаете, нам нужно ещё закреплять эту тему?

– Да, не все справились с заданием.

– Этим мы займёмся на следующем уроке.

– В холодном, тёмном космосе только одна планета, которая дарит такое чудо как: лето, зима, осень, весна. И эта планета – Земля. Этим чудом не устаёшь удивляться, радоваться, любоваться. Многие поэты, писатели, композиторы вдохновлялись красотой каждого времени года и тогда рождались замечательные стихи, картины, музыка. Полюбуйтесь этими замечательными произведениями русских художников и послушайте музыку итальянского композитора А.Вивальди.

3. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Узнали, что из-за вращения З. вокруг С. на нашей планете происходит смена времён года. И происходит это за 365 дней.

– Как узнали, что помогло?

– Проводили опыты, рассуждали, анализировали, делали выводы

– Где пригодятся эти знания?

– Кто из ребят больше всех помог?

– Как работал ты? (самооценка)

– Вот мы и подтвердили слова Руссо. Вы были очень умными, наблюдательными, целеустремлёнными.

Дети сравнивают свою предполагаемую оценку с реальной.

5.

Задание на дом.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения

Прочитать материал учебника с.56-59, подготовить загадку о любом времени года.