Экологическая игра для учащихся 6-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  • проверка теоретических знаний и навыков;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Описание игры

В игре участвуют ученики 6 классов. Игру можно проводить в лесу, парке, во дворе и пришкольном участке школы; некоторые этапы можно провести в помещении, а некоторые на улице (по выбору), если позволяют условия.

В начале игры проводится линейка, где представляют команды, учащихся, знакомят с правилами игры (Приложение 1), происходит жеребьёвка, вручаются маршрутные листы (Приложение 2)

Важная роль в проведении игры принадлежит рефери. Это – ребята старшеклассники, которые сами участвовали раньше в такой игре, возможно, это члены школьного экологического объединения или СЮН, школьного лесничества. Эти ребята обладают хорошими знаниями и опытом. У каждого из них есть инструкция по данному этапу, который они судят. Когда команда приходит на очередной этап, то рефери обязаны зачитать инструкцию по этапу, т.е. разъяснить задание. Они же выставляют баллы, за выполнение задания, начисляют штрафные очки.

Ход игры

Этап I – «Картографический»

На этом этапе проверяются ваши знания географической карты.

Все объекты для этого этапа взяты из курса географии. Сначала вы назовёте те объекты, которые показаны на карте цифрами – их пять:

  1. Каспийское море
  2. Тихий океан
  3. Австралия
  4. Кавказ
  5. Средне-Сибирское плоскогорье

А теперь покажите на карте ещё пять объектов:

  1. р. Волга
  2. оз. Байкал
  3. Восточно-Европейская равнина
  4. Северная Америка
  5. Индийский океан

/максимально – 10 баллов/

Этап II – «Гидрографический»

Перед вами схема речной системы. Назовите, что изображено под каждой цифрой на рисунке.

За каждую правильно названную часть речной системы вы получите 1 балл.

  1. исток
  2. устье
  3. главная река
  4. правый приток
  5. бассейн реки

Вы можете заработать ещё 1 балл, если ответите на дополнительный вопрос:

  1. Что называется руслом реки?
  2. Что называется поймой реки?
  3. Что называется водоразделом реки?

/макс. 6 баллов +1 балл/

Этап III – «Топографический»

Вы должны правильно вставить названия географических объектов в текст, условные знаки которые мы вам будем показывать.

От оврага мы прошли по тропинке мимо родника. Справа от нас была пашня, слева – лиственный лес, переходящий в кустарник. Через 10 минут мы вошли в смешанный лес, прошли по лугу, по грунтовой дороге и подошли к озеру.

/максимально 10 баллов/

Этап IV – Орнитологический

Отгадайте изображённых на плакате птиц зимующих в нашей местности.

/максимальное количество баллов по количеству изображённых птиц/

Этап V – «Ботанический»

Определите растения нашей местности (10 растений). Если этап проходит в помещении, то используются растения гербария.

Примеры:

  • одуванчик,
  • пастушья сумка,
  • подорожник большой,
  • типчак,
  • горец (придорожник),
  • чистотел,
  • ромашка лекарственная,
  • пижма,
  • полынь белая,
  • пырей

/максимально – 10 баллов/

Этап VI – «Охраняемые растения»

По фотографиям отгадайте названия растения нашей области, находящиеся под охраной, т.е. занесённых в Красную книгу (10 растений) (Приложение 3).

Примеры:

  • ландыш майский,
  • тюльпан Геснера (Шренка),
  • тюльпан Бибирштейна,
  • ирис низкий,
  • пион тонколистный,
  • пролеска сибирская
  • кувшинка (лилия) белая,
  • кубышка,
  • рябчик русский,
  • василёк русский

/максимально 10 баллов/

Этап VII – «Собери дерево»

На верёвке развешаны рисунки листьев наиболее распространённых деревьев.

У вас карточки с плодами и семенами этих деревьев. Подберите каждому листу дерева соответствующий ему плод и семя, т.е. составьте правильные пары картинок. Карточки с плодами и семенами прикрепите прищепкой к рисункам листьев.

/максимальное количество баллов соответствует общему количеству растений х 2/

Этап VIII – «Следопыт»

По рисункам (или фотографиям) отгадайте следы животных. (Приложение 4).

/максимальное количество баллов соответствует количеству следов животных/

Этап IX – «Да – нет»

Блиц-турнир для капитанов

  1. Форма планеты Земля – шар /нет/
  2. Вода, ветер, почва – абиотические факторы /да/
  3. Консументы – это растения, способные создавать органические
  4. вещества /белки, жиры, углеводы /нет/
  5. Антарктида самый маленький материк /нет/
  6. Лишайники – это симбиоз грибов и водорослей /да/
  7. Основной единицей систематики является вид /да/
  8. Самая высокая точка России – гора Эльбрус /да/
  9. Группа клеток, сходных по строению и выполняющие одинаковые функции – это орган /нет/
  10. Самое мокрое место в мире – Черапунджи в Индии /да/
  11. Семя – это вегетативный орган размножения растений /нет/
  12. ГОЛЬФСТРИМ – это ветер, меняющий своё направление по сезонам года /нет/
  13. Байкал – самое большое по площади озеро мира /нет/

Капитану зачитываются утверждения, а он должен быстро подтвердить или опровергнуть их, т.е. сказать да или нет. Принимается только первый ответ.

/Максимальное количество баллов 12 /

Этап Х – «Найди клад»

На уроках вы изучали ориентирование на местности по компасу. Также знаете, что такое азимут. Сейчас вы должны найти клад по указанным направлениям:

  • Азимут1 – 45°, 15 шагов;
  • Азимут2 – 300°, 30 шагов;
  • Азимут3 – 225°, 100 шагов;
  • Азимут4 – 120°, 30 шагов;

/Максимальное количество баллов – 4 , Если ошибка на несколько метров – 2 балла/