Открытый урок по истории России. Тема: "Памяти русского воинства (к 106-й годовщине подвига в Русско-японской войне 1904–1905 годов)"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Эпиграф к уроку:

“Помни войну!”
Вице-адмирал С.О. Макаров,
участник русско-японской войны

Данный урок предназначен для реализации темы: “История России XX века. Внешняя политика Российской империи в начале XX века. Русско-японская война”. Урок составлен в соответствии с программой по истории России, является базой для творческого восприятия материала обучающимися II курса.

Тип урока – изучение нового материала.

Урок предполагает активные формы обучения – работа с источниками, с дополнительной литературой, отбор информации. Изучение материала организовано в течение одного урока.

Урок сопровождается компьютерной презентацией, что помогает воссоздать картину эпохи и способствует качественному и эмоциональному усвоению учебного материала.

Цели урока: изучить события русско-японской войны и ее роль в историческом развитии Российского государства начала XX века.

Задачи урока.

Обучающие.

Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX – начале XX века и активности России на Дальнем Востоке.

Развивающие.

Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.

Воспитательная.

Воспитание чувства законной гордости за предков.

Методы обучения.

Словесный.

  • Беседа.
  • Обмен информацией.

Наглядно-иллюстративный.

  • Использование материалов исторических хрестоматий, карта “Русско-японская война 1904–1905 гг.”, статистические данные, экранные средства обучения.

Информационно-развивающий.

  • Компьютерная презентация “Памяти русского воинства”.

Межпредметные связи.

  • Всеобщая история.
  • Русская литература.
  • География.
  • Музыка.
  • Изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение урока.

  • Компьютерная презентация “Памяти русского воинства”.
  • Карта “Русско-японская война”.
  • Музыкальное сопровождение: песни “На сопках Маньчжурии”, “Варяг”.
  • ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие.

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Отчет старосты о наличии обучающихся на уроке.

II. Целевая ориентация (2 мин.)

Ориентация обучающихся на реализацию учебной темы урока (“Внешняя политика Российской империи в конце XIX–начале XX вв. Русско-японская война 1904–1905 г.”), целей (Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлениях внешней политики царского правительства в к.XIX – нач.XX вв. и активности России) и задач (Русско-японская война, Портсмутский мир, подвиг русских воинов, история и современность).

Звучит 1-й куплет песни “На сопках Манчжурии”.

Слайд № 1 “Тема урока”

Слайд № 2 “Цели урока”

Слайд № 2 “План урока”

Вступительное слово преподавателя:

“ Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом “Варяге”, вальс “На сопках Маньчжурии”, отдельные эпизоды исторических романов – вот, пожалуй, и все.

В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений.

Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 106 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне- Восточных рубежах станет “маленькой победоносной войной”, а обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции 1905–1907 гг., революции 1917, гражданской войны.

Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в начале XX века. Отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени”.

Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока.

III. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин.)

Актуализация знаний, усвоенных ранее.

Преподаватель: “Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните важные моменты истории, предшествующие русско-японскому конфликту.

Работа рассчитана на 2 мин.

Затем вы обменяетесь работами, проверите их, воспользовавшись ответами на слайде, выставите оценки – критерии оценок – на слайде. Эта работа на 1 мин.”

Слайд № “Проверка домашнего задания”

Слайд № “Эталоны ответов”

На данном этапе урока, на заранее выданных листах с текстом вопросов, обучающиеся:
  • пишут ответы на вопросы,
  • обмениваются листами,
  • производят взаимопроверку с выставлением оценок.

IV. Изучение нового материал (26 мин.)

Преподаватель: “На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала главным направлением внешней политики России, Англии, Франции, Германии, США.

Китай и Корея рассматривались вышеуказанными странами как возможные территориальные приобретения.

Слайд № 6 “Внешняя политика России в начале XX века”

Конфликт России с Японией начался задолго до 1904 г. из-за влияния на территорию Маньчжурии. Японцы высказывали намерения решить проблему дипломатически, но Николай II отвергал их предложения, т.к. его не устраивали предложения японцев. “Япония закончит тем, что меня разозлит!” - заявил он японскому послу на официальном приеме.

Слайд № 7 “Цели сторон”

Министр финансов С.Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве по-разному предлагали разрешение конфликта.

В 1902 г. в ходе инспекционной поездки по Дальнему Востоку С.Ю.Витте вынес свое решение, в докладной записке императору: “Россия к войне с Японией не готова”. Но, В.К. Плеве, предлагал погасить разгоравшийся костер революции “маленькой победоносной войной”.

Мнение С.Ю. Витте были проигнорированы императором Николаем II. Дело двигалось к войне.

27 января 1904 Япония без объявления войны атаковала русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура.

Сейчас вам предстоит работа по группам.

Каждая получит свой пакет, и в течении10 минут подготовит ответ.

На ответ вам предлагается по 2 минуты”

Задания группам:

1. Проанализируйте соотношение вооруженных сил России и Японии накануне войны.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 8 “Соотношение вооруженных сил России и Японии”

Слайд № 9 “Основные этапы войны”

Слайд № 10 “Ход военных действий

2. Расскажите о сухопутных сражениях и 156 дневной обороне Порт-Артура.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 11 “Героическая оборона Порт - Артура”

3. Назовите крупные морские сражения Русско-японской войны.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Звучит песня “Варяг”

Слайд №12 “Морское сражение у Порт - Артура”

Слайд №13 ““Морская блокада Порт - Артура”

Слайды № 14 – 24, посвященные крейсеру “Варяг”, героизму русских воинов, истории создании песни “Варяг”

4. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 25 “Причины поражения и последствия русско-японской войны”

5. Условия Портсмутского мира.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 26 “Условия Портсмутского мира”

Преподаватель: “Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной.

Война явилась тем катализатором, который ускорил “созревание” предпосылок революций 1905-1907 гг., октябрьского переворота 1917 г., гражданской войны. Все эти события изменили ход российской и мировой истории.

Русско-японская война за 106 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня.

Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос.

Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе.

25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории.

Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов.

Но, ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки - депутат парламента и другие)

Слайд № 27 “История и современность”

История и современность.

Российско-японские отношения в настоящее время ознаменованы как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса.

К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма, заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключить с ней мирный договор. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику, экономику и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе".

На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Д.А.Медведев - президент России, и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах.

Слайд № 28 “История и современность”

Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку, и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет.

Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики: “Для российской экономики необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношено. Все это можно приобрести в Японии, и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна”

Восприятие, осмысливание нового материала.

 

Обучающиеся работают по группам.

В работе используют учебники:

  • “История России” А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов
  • “Хрестоматия по истории России с с древнейших времен до XX века”
  • Статистические данные

Предполагаемые ответы:

1. Готовность Японии к войне подтверждается статистическими данными (численность солдат и офицеров, кораблей).

2. Апрель-август 1904 г. Оборона Порт – Артура, Мукденское сражение

3. Январь-март 1904г. Морские бои у Порт-Артура, Чемульпо Цусимское сражение (14-15 мая 1905 г.).

4. Причины поражения:

- экономическая и военно-техническая отсталость России;

- бездарность командования;

- помощь Японии со стороны Англии и США;

- нестабильность в стране в связи с революцией;

Последствия:

- общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну Японии;

- ослабление позиций России на Дальнем Востоке;

- дестабилизация внутриполитической обстановки в войне с Японией, рост революционной борьбы.

5. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на:

- Ляодунский полуостров;

- южно-Маньчжурскую железную дорогу;

- южную часть Сахалина;

- права рыболовства вдоль русских территориальных вод.

Восприятие, осмысливание нового материала.

V. Контроль и самоконтроль, коррекция знаний (3 мин.)

Проведение устного фронтального опроса по вопросам:
  1. Назовите даты русско-японской войны
  2. Какими фактами можно потвердеть неготовность России к войне?
  3. Самое крупное морское сражение в русско-японской войне
  4. Каких героев русско-японской войны вы запомнили?
  5. Какая крепость продержалась в блокаде практически целый год?
  6. Каковы причины поражения России в русско-японской войне?
  7. Каковы условия Портсмутского мирного договора?
  8. Укажите основное значение русско-японской войны.

Работа по слайду №29 “Закрепление материала”

Предполагаемые ответы:

1.  1904-1905 гг.

2. Неразвитость дальневосточного региона; недостаточный численный состав армии и военно-морских судов; распыленность вложенных средств для реконструкции крепостей Порт-Артура и Владивосток; непонимание целей войны солдатами и офицерами.

3. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г.

4. Кондратенко Р.И. (1857-1904) – Генерал-майор, руководил обороной крепости Порт-Артура. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость.

Макаров С.О. (1848/49-1904) – Флотоводец, океанограф, Руководитель двух кругосветных плаваний. Погиб на броненосце “Петропавловск”, подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г. Рождественский З.П. (1848-1909) - Вице-адмирал . Командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении.

Руднев В.Ф (1855-1913) - контр-адмирал. Командир крейсера “Варяг”.

5. Крепость Порт-Артур.

1.Причины поражения:

  • экономическая и военно-техническая отсталость России;
  • бездарность командования;
  • помощь Японии со стороны Англии и США;
  • нестабильность в стране в связи с революцией;

2. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на:

  • Ляодунский полуостров;
  • южно-Маньчжурскую железную дорогу;
  • южную часть Сахалина;
  • права рыболовства вдоль русских территориальных вод.

3. Дальнейший кризис царской власти, причина первой революции, углубление внутриполитического кризиса.

VII. Подведение итогов и рефлексия (3 мин.)

Обсуждение итогов учебного занятия.

Оценивание работы обучающихся

Слушают

VI. Информация о домашнем задании. (2 мин.)

Слайд № 30 “Домашнее задание”

Преподаватель:

“Вы сегодня получили много информации о событиях русско-японской войны.

Дома напишите сочинение - размышление о том, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее”.

Слайд № 31 “Благодарность”

Запись домашнего задания в рабочую тетрадь.