Игра-зачет "Развитие жизни на Земле"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Форма:дидактическая игра-путешествие.

Ира рассчитана на одну группу из 8-12 учеников. При необходимости учитель может сыграть с 2-3 группами учеников, соответственно увеличив количество вопросов и оборудования.

Цель: контроль и обобщение знаний по теме: повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.

Оборудование:кубик, игровая карта (2 шт.) для учителя и команды (приложение 1), 3-4 листа ватмана, маркеры 3 и более цветов, ксерокопия приложений, пустышки (при потере ума).

ПРАВИЛА ИГРЫ

Изначально у каждого игрока:

1 ум.При потере ума теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги.

1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби - теряет способность и говорить, и писать - можно изъяснятся лишь знаками и жестами.

Изначально у группы:

Мудрость - возможность пользоваться литературой - определяется броском кубика ( если выпали "1" или "2" - одна мудрость; "3" или "4" - две мудрости; "5" или "6" - три мудрости);

ХОД ИГРЫ

Вводное слово

Вам предлагается виртуальное путешествие на машине времени по эпохам планеты Земля. Задача - пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности.

Начало. Проникновению в систему.

Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый из вас должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя.

Кто не назвал - теряет ум.

Можно восстановить ум, расставив в правильном порядке названия эр:

Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Архейская эра

Вы в архейской эре. Отсюда будем двигаться вперед во времени, пока не попадем снова в свое время. Но чтобы двигаться дальше, необходимо воссоздать организм, в котором будем путешествовать. Разделения на царства еще нет, полное господство прокариотов.

Нарисуйте на листе схему строения первого живого организма, подпишите его структурные элементы.

Если не справились, - вся команда теряет ум.

Восстановить ум можно, если капитан команды изобразит без слов словосочетание "анаэробный гетеротроф".

Ваш живой организм начинает превращаться в эукариота.

Приложение 2

Приложение 3, 4

Протерозойская эра

Итак, вы в Протерозое. Ваш одноклеточный организм съело Кишечнополостное животное. Чтобы не перевариться, нужно перечислит , какие системы органов есть у него.

Кишечнополостное начало видоизменяется. Нужно успевать следить за изменениями и определять, в какое животное оно превратилось.

Первое изменение!

Появился третий слой клеток, тело плоское, нервная система лестничного типа, пищеварительная система замкнутая.

Не определили плоских червей - потеряли 2 ума.

Второе изменение!

Тело стало округлым в поперечном сечении и разделенным внутри на сегменты. Нервная система по-прежнему лестничного типа, но пищеварительная система незамкнутая. Появилась кровеносная система и наружные жабры.

Не определили кольчатых червей - потеряли 2 ума.

Третье изменение!

Появился наружный скелет из хитина, появились конечности, состоящие из члеников.

Не определил членистоногих - потеряли 2 ума.

Палеозойская эра

Вы в палеозойской эре. Трилобит, в котором вы находитесь, скоро вымрет. Ланцетник готов приютить вас, если вы поможете ему разобраться с периодами палеозойской эры. Расставьте в правильном порядке от первого к последнему (Приложение 5).

В), д),е), а), г), б).

Неправильно расставили - все, у кого был ум, потеряли его.

Вашего ланцетника схватила акула. Грозится съесть, если не поможете ей разобраться, какие классы растений появились в палеозое.

Не смогли назвать или ошиблись - 2 человека потеряли жизнь.

Для того, чтоб вернуть жизнь и ум, придется пересесть на более высокоразвитое существо. Рептилия предлагает вернуть вам ум и жизнь, если вы порадуете ее и отгадаете кроссворд.

Мезозойская эра

Вы вместе с вашей рептилией попали в мезозойскую эру. Подслеповатыймираннозавр ищет своего друга аллозавра. Поскольку он плохо видит, то задает всем встречным рептилиям любимую загадку своего друга:

Когда на сушу "вышли" первые животные, там уже росли растения, которыми они могли питаться. В свою очередь, когда первые растения "вышли" на сушу, там уже был тонкий слой почвы, в котором они могли расти. Какие живые организмы первыми вышли на сушу и создали первый слой почвы? Чем они питались?

Не смогли ответить - половина команды потеряла жизнь, половина команды потеряла от страха ум.

Чтобы вернуть жизнь и ум, нужно разгадать кроссворд.

Кайнозойская эра

Вы в кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки (Приложение 6).

За каждую ненайденную ошибку теряется 1 ум.

Выход из игры

Ну что ж, вы прошли все испытания, осталось только покинуть систему. Для этого нужно привести в порядок все свои запасы ума и жизней.

  • Если не хватает ума - нарисовать на листе бумаги схему эволюции хордовых с указанием ароморфозов.
  • Если не хватает жизней - разыграть схему эволюции хордовых в виде пантомимы.