Классный час "Символы России". 5–7-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

  • Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.
  • Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
  • Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
  • Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика»,  «держава»,  «скипетр».
  • Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
  • Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

  • Проектор, экран.
  • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
  • Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа.

Вступительное слово (учителя или уч-ся) (Приложение 1)
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2, Слайд 1) Вы поделились  на две команды.
Мы беседуем по нашей  теме и по ходу вы отвечаете на мои  вопросы, команде  за  правильные ответы –  баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации  (Приложение 2, Слайд 2).
– Как называется  страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (Приложение 2, Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент.
– Назовите имена президентов РФ  (Приложение 2, Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации  (Приложение 2, Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

(Приложение 2, Слайд 6)

– На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты. 
Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

– Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём. )

Конституция (от лат. constitutio – устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

– Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)
– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2, Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.) 

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

 Герб (Приложение 2, Слайд 9)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. Рассмотрим герб РФ.  Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

– Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.  Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? (Приложение 2, Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и  крестились.  Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.                                                                                                                                                           В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком  Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. 

– Что  символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование:  называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.).  Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ  (Приложение 2, Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

– Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. 
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик. 

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание:на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

– Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

– Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые  используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с  большее кол-вом, получает дополнительный балл.

– Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн РФ (Приложение 2, Слайд 12)

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение)  гимна РФ  на слова С.Михалкова. (Приложение 2, слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

– Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

– О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
– Все ли равны перед основным законом РФ?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение  победителей.