"Никак мы из войны не выйдем…" Г.Я. Бакланов "Нездешний"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости учащихся через исследование художественного текста.

Задачи урока.

Обучающая:

  • познакомить учащихся с современным писателем – Г.Я. Баклановым и художественным своеобразием его прозы;
  • совершенствовать навыки художественного чтения и анализа художественного текста.

Развивающая:

  • содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, оценивать свою деятельность, умения общаться через работу в творческих группах.

Воспитывающая:

  • формировать коммуникативную культуру учащихся, стимулировать интерес к творчеству В.Г. Бакланова;
  • воспитывать нравственные качества учащихся, их активную жизненную позицию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Используемые приемы, методы, технологии:

По источникам знаний.

Словесный: беседа, рассказ, сообщение.

Наглядный: презентация, раздаточный материал.

Практический: создание синквейнов, телеграмм, таблиц, страницы газеты.

По характеру познавательной деятельности.

Частично-поисковый: исследование текста.

Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированного обучение, метод проекта, ИКТ, технология деятельностного подхода.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитная доска, раздаточный материал (задания-инструкции, образцы телеграмм, синквейнов, технологическая карта).

Прогнозируемый результат.

  • Формирование.
  • Личностных УУД (смыслообразование).
  • Регулятивных УУД (инициативность и самостоятельность).
  • Коммуникативных УУД (навыки сотрудничества, речевая деятельность).
  • Развитие творческих способностей, критического мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин.)

Вступительное слово учителя.

1 слайд

Учитель: Г. Я. Бакланов. Писатель, человек, который испытал ужасы войны. О нем и о его произведениях сегодня пойдет речь.

Я думаю, что и на уроке вы будете успешными. Что значит быть успешным?

Ученик: трудиться, добиваться поставленной цели.

Учитель: Перед вами технологические карты, запишите в них, что вы ждете от урока.

Вслушайтесь, вдумайтесь в слова, всмотритесь в картины и постарайтесь более конкретно сформулировать тему урока. (Все слайды презентации)

(Слово учителя на фоне музыки.)

Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Призванье человека на земле – творить добро. Только доброта, любовь, понимание, терпение могут принести всеобщую пользу. Но сегодня человечество не может остановить бессмысленную жестокость. В наше время каждый день гибнут люди в России, ближнем зарубежье, во всем мире. Афган, Чечня, теракты в метро, Домодедово…

Идет война, но это не событие.
Живем мы параллельно рядом с нею.
Страна не прерывает чаепитие.
Экраны голубые не краснеют.
Нельзя сказать: “Вставай, страна огромная!”
Нельзя понять, чем можем мы гордиться.
Нельзя узнать, кто есть та сила темная,
В борьбе с которой нечего стыдиться…

Ученик: Затронем тему войны в наше современное время.

2 слайд

Тема нашего урока: “Никак мы из войны не выйдем…” (запись в технологические карты) по рассказу Г.Я. Бакланова “Нездешний”.

В центре внимания произведений Г. Бакланова – душа солдата. Душа, искалеченная войной.

3 слайд

Задачи урока.

Постараемся:

- взглянуть на внутренний мир героя;

- увидеть представление писателя о долге и чести;

- исследовать текст и отразить свои мысли в виде творческих работ: синквейна, телеграмм, газеты, таблиц

II. Актуализация знаний. Анализ текста через его исследование.

- Какие два мира противопоставлены писателем в рассказе? Какой литературный прием автор использует? Выстроим галерею героев.

Ученик: мир войны и мир московского общества. Автор использует антитезу (противопоставление), акцентируя внимание на несоответствии двух пространств, в которые попадает герой.

На доске:

Мир войны Московское общество
Паша Олег
Галка
Генка
Мила
Паша

- Итак, вы прочитали рассказ, наверное, поняли, что рассказ, предложенный вам, не имеет окончания. Наша задача – предположить его конец.

- Побываем вместе с главным героем в мире войны и московском обществе.

III. Работа в группах. (Правила работы в группе)

1 гр. Мы с вами не знаем полной биографии Г. Бакланова…

Представьте, что вы журналисты. Вам необходимо собрать материал о современном писателе Г.Я. Бакланове и написать статью о нем в газете.

Ваша задача – изучить статьи о жизни и творчестве писателя (разные источники).

Выбранный материал разместите в озаглавленных вами рубриках.

Оформите страницу газеты

План выступления

Мы изучили…..

Материал представили в виде …

В рубрике (название рубрики) … рассказывается …

2 гр. Встреча с главным героем.

Исследуйте текст, отразите образ главного героя в синквейнах.

Найдите эпизоды, подтверждающие ваше мнение.

Как называет главного героя автор произведения?

Кто он?

Его нравственные качества.

Его отношение к московскому обществу, войне.

3 группа

Представьте себе, что вы ангел-хранитель Паши. Всюду с ним. Вы видите страшные события войны и сытую московскую жизнь. Составьте телеграммы, отражающие эти картины (в телеграммах отразите не только события, но и ваше отношение к ним). Подберите эпизоды, подтверждающие ваше мнение.

Алгоритм выступления

Побывав вместе с героем и в мире войны, и в мире московского общества, мы отправляем следующие телеграммы:

1) о войне,

2) о московском обществе.

4 гр. Встречи с друзьями главного героя.

Мы рассуждаем о жизни, о том, что делает ее счастливой.

Создайте лексический ряд для определения жизни друзей Паши и собственного определения жизни. Заполните таблицу.

Жизнь друзей Паши Собственное определение жизни

IV. Выступления учащихся.

1 гр. Продукт выполнения – страница газеты.

Учитель. В творчестве писателя – душа солдата.

2 гр. Синквейны.

Учитель. Паша видит сытую, довольную жизнь, но вспоминает страшные картины чеченской войны. Его мучат сомнения, угрызения совести. Почему? Ученик. Паша был “там”. Он пришел туда человеком, а побыл там и стал “чужим среди своих”. Он не может примириться с тем, что в мирное время гибнут тысячи ни в чем неповинных людей. Долг и честь не оставляют его равнодушным к страшным событиям, происходящим в нашей стране, в мире.

4, 5, 6, 7 слайды

3 гр. Два мира. Телеграммы.

Мир войны.

Московское общество.

Учитель. Мир здоровых, сытых, довольных жизнью людей противопоставлен миру войны.

4 гр. Таблица.

Учитель. Пашины друзья беззаботно проводят время, не задумываясь, дурно это или хорошо; они, как принято говорить, привыкли брать от жизни всё; их не мучит совесть. Почему?

Ученик. Они не были там.

IV. Обобщение материала.

Учитель. Вы заметили, что рассказ не имеет конца. Предположите его конец. Найдите подтверждение в тексте.

Ученик. Возвращение Паши в мир войны, так как честь и достоинство не позволяют ему жить сытой, довольной жизнью. Он не может смириться с тем, что где-то гибнут люди…

V. Выводы.

Учитель. Как вы думаете, что спасет мир от жестокости, разрушений, войны?

Ученик. Доброта, любовь.

Учитель. Давайте еще раз обратимся к собственному определению жизни (слово 4 группе).

Учитель. Обратите ваше внимание на карты. В них записаны слова (приложение). Попробуйте найти ответ в этих словах и подчеркнуть их.

Ученики находят и подчеркивают ключевые слова.

Учитель. Обратимся к эпиграфу урока. Соответствует ли эпиграф уроку? Докажите. В чем актуальность рассказа?

Ученик. Рассказ заставляет задуматься человека любого возраста о ненужности войны, о ее страшных последствиях.

Учитель. А как надо относиться к тем ребятам, побывавшим на войне, с искалеченной душой и телом?

Ученик. Милосердие, забота помогут им почувствовать, что они нужны обществу.

Учитель. В самом начале урока вы записали мысли-ожидания от урока. Поднимите руки у кого они совпали.

8 слайд

Заключительное слово учителя.

Любовь спасает мир от разрушений –
Запомни это каждый человек –
Она идет от глаз твоих, от век,
От мыслей, чувств, желаний и творений.
Любовь спасает мир от суеты,
Великое даруя от Вселенной,
Любовь – начало всех начал на свете,
Она рождает все, что в мире есть.
Лишь человеку выпадает честь:
Хранить живое, быть за все в ответе.

Любите. Будьте добрыми, терпимыми. Только доброта и любовь победят жестокость, и в мире не будет войн.

И помните жизнь сама по себе - чистый холст, он становится тем, что вы нарисуете на нем. Вы можете нарисовать страдание, вы можете нарисовать блаженство…

Домашнее задание. Создайте рекламные ролики на тему “Любовь спасает мир от разрушений”

Литература:

Малый жанр в новейшей русской прозе. Пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ Авторы-составители: Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух. – М.: Мнемозина, 2006.

Приложение 1

Приложение 2 (фото к уроку)

Приложение 3 (биография писателя)