Урок машиноведения. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель: систематизировать знания учащихся о швейных машинах, изучить существующие виды и классификацию швейных машин; отработка навыков работы на швейной машине с электроприводом без заправки нитей.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обучение учащихся правильной работе за швейной машиной.
  2. Воспитание аккуратности и последовательности в работе.
  3. Развитие двигательных функций.

Оборудование:

Для учителя – мультимедийные презентации: “Машиноведение. История появления швейных машин. Виды приводов” (Презентация 1), “В мире современных швейных машин” (Презентация 2), “Практическая работа” (Презентация 3); карточки-картинки швейной машины (Приложение 1), Памятка “Как работать за швейной машиной” (Приложение 2), инструкционная карта “Практическая работа” (Приложение 3) , швейная машина с комплектом.

Для учащихся – конспект, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Межпредметная связь: история.

Тип урока: комбинированный.

Используемые методы обучения: словесный, наглядный, практический и моторно-тренировочная система.

Учебно-методический комплекс:

  1. Программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”. Для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Симоненко В.Д., М.: Вентана-Граф 2009г.
  2. Крупская Ю.В. Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд. Учебник.5 класс. Под ред. Симоненко В.Д. 2-е изд., М.: Вентана-Граф. 2007

План урока.

I. Организационный момент. (5мин.)
II. Сообщение темы и цели урока. (5мин.)

III. Изложение нового материала. (30мин.)

  1. История создания швейных машин.
  2. Устройство швейных машин.
  3. Виды современных швейных машин.
  4. Устройство швейной машины с электроприводом.
  5. Правила работы за швейной машиной.

IV. Практическая работа. (15 мин.)
V. Закрепление изученного материала. (10мин.)
VI. Итог урока. (10мин.)
VII. Домашнее задание. (5мин.)

Содержание урока

I. Организационный момент. (2мин.)

  • Проверка присутствующих на уроке.
  • Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. (5мин.)

  • Мотивационный момент (заинтересовать учащихся в изучении швейных машин)
  • Запись темы урока в тетрадь.

III. Изложение нового материала. (20мин.)

III.

1. История создания швейных машин.

(Рассказ и демонстрация презентации 1)

Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу 15 века. Его приписывают Леонардо да Винчи.

В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века.

В 1844-1845гг американец Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта (изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство), сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, и вскоре было изготовлено еще несколько таких швейных машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.

В 1850-1851 гг. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Мерите Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.

Помимо ручного привода машины оснащались ножным приводом, благодаря чему освобождались руки портного, Для нижней нитки использовался челнок со встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.

Из США швейные машины стали завозить в Европу и Азию, а с 1877 года они появились в Японии. Наибольшее распространение получила машина Исаака Зингера.

С 1870 года фирма “Зингер” открыла свой филиал и России. В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.

Первые машины создатели старались причудливо украсить рисунками и резьбой. Машина считалась красивой, если она была богато украшена, оформлена литым орнаментом и имела композиционное решение с центром в середине орнамента.

В начале 20 века вошла в моду так называемая бутылочная форма рукава бытовых швейных машин. Эта форма в сочетании с декоративным литым столом была введена фирмой “Зингер” и оказалась настолько рациональной и совершенной, что до сих пор в ряде стран сохранилась в ряде стран в простейших прямострочных машинах, украшенная декоративными орнаментами.

2. Устройство швейных машин.

Любая швейная машина состоит из корпуса и привода.

(Демонстрация швейной машины).

Корпус шв. машин состоит из:

  • Платформа;
  • Стойка рукава;
  • Рукав.

Приводэто устройство, приводящее в движение механизмы шв. машины.

Виды приводов швейных машин: (демонстрация иллюстраций)

  • Ручной;
  • Ножной;
  • Электропривод.

3. Виды современных швейных машин.

(Рассказ и демонстрация Презентации 2).

В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею.

  • Специализированные (выполняется одна только операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание).
  • Универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям).

4. Устройство швейной машины с электроприводом.

(Демонстрация учителем устройства швейной машины; учащимся предлагаются карточки- картинки Приложение 1, которые они приклеивают в конспектах и обозначают детали швейной машины).

1 – платформа.
2 – стойка рукава.
3 – рукав.
4 – челночный механизм.
5 – зубчатая рейка (для продвижения ткани).
6 – выключатель.
7 – рычаг обратного хода (для закрепки).
8 – селектор шва (виды фигурных строчек и длины стежка прямой строчки).
9 – маховое колесо.
10 – устройство моталки (намотка нитки на шпульку).
11 – шток (для катушки ниток).
12 – регулятор ширины фигурных стежков.
13 – регулятор положения игловодителя.
14 – нитенаправитель.
15 – регулятор натяжения верхней нити.
16 – рычаг нитепритягивателя.
17 – игловодитель.
18 – нитенаправитель на игловодителе.
19 – игла.
20 – лапка.

5. Правила работы за швейной машиной.

Обучающимся объясняются правила организации и техники безопасности работы за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение2) и расписываются в Журнале инструктажа по ТБ .

Памятка.

“Как работать за швейной машиной”

  1. Проверь отсутствие в ткани игл и булавок.
  2. Сесть за швейную машину ровно, пододвинув педаль.
  3. Ничего лишнего на столе не должно быть.
  4. Проверь регуляторы шва.
  5. Проверь работу швейной машины на холостом ходу (покрути маховое колесо рукой).
  6. Проверь качество строчки (подними лапку, подложи сложенный вдвое лоскут ткани, опусти иглу, лапку, сделай первые два стежка, покручивая маховое колесо рукой на себя; далее нажимай на педаль).
  7. Если строчка не качественная, проверь заправку нитей или отрегулируй их натяжение.

IV. Практическая работа.

Учитель раздаёт инструкционные карты по практической работе (Приложение 3), дополнительно используется Презентация 3.

Содержание работы: выполнение на швейной машине строчек различной формы без заправки нитей.

Цель: отработка навыков по ТБ и правилам работы за швейной машиной, а также навыки по выполнению ровных строчек.

Вводный инструктаж: Выполнить на швейной машине строчки по контуру, обозначенному на карточках. На картоне чётко видна длина стежков и линия строчки, это позволяет лучше отслеживать качество работы в рамках самоконтроля. Учащиеся учатся контролировать силу нажатия ногой на педаль, положение рук во время работы, тем самым приобретая необходимые навыки

Текущий инструктаж: Контроль выполнения работы в соответствиями с правилами ТБ и в правильной последовательности. Обеспечение учащихся дополнительными карточками в случае неправильного выполнения задания на первой.

Заключительный инструктаж: повторение правил работы за швейной работой.

V. Закрепление изученного материала.

Каждый учащийся, после выполнения практической работы, готовит ответ на вопросы, перечисленные в Инструкционной карте (Приложение 3):

  1. Виды приводов швейных машин.
  2. Правила ТБ при работе на швейной машине с электроприводом.
  3. Устройство швейной машины с электроприводом.

VI. Итог урока.

Учитель оценивает практические навыки и теоретические знания, приобретённые детьми за урок. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Составить кроссворд или ребус по видам швейных машин, устройству швейной машины с электроприводом (на выбор)