Мастер-класс по теме "Праздник – театрализованное представление"

Разделы: Внеклассная работа


1. Целеполагание.

В современных условиях воспитание детей должно отвечать целям создания гуманистической школы, способной удовлетворять интересы и потребности ребенка, приобщить его к духовно-нравственным ценностям народа, сформировать высокую культуру речевого общения, развивать творческие способности, удовлетворять стремление ребёнка мыслить и действовать самостоятельно.

Работа над формированием коммуникативной компетентности обучающихся ставит перед классным руководителем вопрос, как организовать воспитательную работу в классе так, чтобы она осуществляла на оптимальном уровне развитие коммуникативных способностей всех детей, в том числе и активных, и неактивных, поэтому поставила перед собой проблему: каковы возможности праздников в форме театрализованных представлений в формировании коммуникативных способностей школьников в современных условиях? Для реализации поставленных задач выработали свою систему проведения, а главное подготовки внеклассных мероприятий, где дети являются участниками подготовки и проведения, а не исполнителями.

Сегодня мы предлагаем для вашего внимания мастер-класс по теме: “Подготовка и проведения праздников в форме театрализованных представлений”.

Работу будем выполнять в следующей последовательности: целеполагание, ознакомление с понятием и структурой театрализованного праздника, работа над проблемной ситуацией на основе групп постоянного состава, выполнение практического задания творческого характера, рефлексия.

2. Ознакомление с понятием и структурой театрализованного праздника.

- Давайте совместно попробуем ответить на вопрос: “Что такое театрализованный праздник?”
- Как мы видим, в понятие “театрализованный праздник” входит два составляющих: театрализованный, образованный от слова театр, и праздник. Каждой группе я предлагаю наиболее популярные интернет-ответы на вопросы: “Что такое театр?” и “Что такое праздник?” А также определение этих слов из словаря Ожегова и Большой Советской энциклопедии. Вам необходимо выбрать наиболее подходящие ответы и определения, на основе которых вы сможете ответить на вопрос: “Что такое театрализованный праздник?”, следовательно, станете авторами определения “театрализованный праздник”.

Интернет-ответы:

  1. Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
  2. Праздник – 1) торжественное, радостное событие; 2) официально отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или церковной традицией; 3) увеселительное, развлекательное или торжественное мероприятие
  3. Праздник (ср. с однокоренным словом “праздный” — свободный, не занятый) - день, в который по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья (иногда с предшествующими постами). Праздники бывают как в выходные, так и в рабочие дни. Праздники делятся на религиозные, официальные и неофициальные. Существует множество профессиональных праздников.

Толковый словарь Е. Ожегова:

ПРАЗДНИК, -а, м.

  1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь. Первомай п. весны.
  2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового ~а. Престольный п. (в честь церковного события или святого, имя которого присвоено данной церкви). П. Рождества. Христианские, церковные ~и.
  3. Выходной, нерабочий день. П. Нового года.
  4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Семейный п. На душе п. (перен.: радостно).
  5. День игр, развлечений. Спортивный п. П. песни.

Интернет-ответы:

  1. Театр (греч. – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от – смотрю, вижу).
  2. Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
  3. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.
    ТЕАТР (от греч . theatron - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Толковый словарь Е. Ожегова:

ТЕАТР, -а, м.

  1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться ~ом.
  2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т. Т. мимики и жеста (пантомимы). Идти в т., из ~а. Т.-кабаре (небольшой эстрадный ~ в ресторане, кафе).
  3. Совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы. Т. Шекспира.

| прил. ~альный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Большая Советская энциклопедия:

ТЕАТР (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Музыкальное оформление.

- Что такое театральный праздник? (Участники дают свои варианты ответов).

Театрализованный праздник – особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).

По нашему мнению, при организации детских праздников необходимо помнить, что тема праздника должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.

Создавая праздник, необходимо помнить о его структуре:

  1. Пролог – вступительная часть праздника, настраивающая участников на определённое эмоциональное восприятие.
  2. Заявка – этап, запускающий в движение праздник.
  3. Развитие действия – это смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству всё новые и новые краски.
  4. И, наконец, финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод праздника.

Нужно помнить и о том, что дети и гости должны быть не зрителями, а участниками праздника, и никаких генеральных репетиций.

Согласно просмотренному мероприятию можно увидеть, что в качестве пролога дети спроецировали агитбригаду, заявка – инсценирование стихотворения “Домашнее задание”, развитие действий – это конкурсы, финал – чтение стихотворений + исполнение песни.

- Какие формы проведения каждого этапа наиболее успешны по вашему мнению. На столах у вас имеется структура мероприятия. Обсудите и предложите свои формы работы.

Музыкальное оформление.

Мне бы хотелось услышать ваши рекомендации. (Участники дают свои варианты ответов.)

3. Работа над проблемной ситуацией на основе групп постоянного состава.

Разумно включать средства эмоционального воздействия:

  • Музыка.
  • Художественное оформление.
  • Костюмы.
  • Слово.
  • Песня.
  • Танец.
  • Театрализация.

Необходимо помнить, что все эти компоненты должны быть подчинены идее праздника.

Из семи предложенных средств попробуйте выделить 4 основных, расставив по местам согласно их значимости.

Музыкальное оформление.

- Что у вас получилось?

Ещё одно условие успешной подготовки и проведения праздника - это чередование различных видов деятельности:

  • Исполнение.
  • Соревнование.
  • Рисование.
  • Игра.
  • И самое главное – свободное общение.

В праздник обязательно должны быть включены конкурсы, состязания, соревнования.

При этом нужно выполнить следующие условия:

  • Чётко объяснить задания.
  • Создать одинаковые условия для их выполнения.
  • Задания по трудности должны соответствовать возрасту и полу ребёнка.
  • Судить должно компетентное жюри.
  • Результаты соревнований на каждом этапе должны быть доведены до участников и болельщиков.
  • Обязателен ритуал награждения.

4. Выполнение практического задания творческого характера.

В заключение нашего мастер-класса хотим предложить вам несколько конкурсов. Один из кулинарных конкурсов, который предлагали дети для нашего праздника.

СКАНВОРД “СЛАДОСТИ”

Найдите расположенные по горизонтали и вертикали сладости

О М П И Р О Ж Н О Е Е К
Т А В Ш О К О Л А Д П О
О Р А Р П Р Я Н И К Е Н
Р М Р П О В И Д Л О Ч Ф
Т Е Е О Ж З Е Ф И Р Е И
К Л Н В А Ф Л Я Н Е Н Т
Е А Ь О Х А Л В А М Ь Ю
К Д Е П А С Т И Л А Е Р
С Ж Е Л Е К О Н Ф Е Т А

 

О М П И Р О Ж Н О Е Е К
Т А В Ш О К О Л А Д П О
О Р А Р П Р Я Н И К Е Н
Р М Р П О В И Д Л О Ч Ф
Т Е Е О Ж З Е Ф И Р Е И
К Л Н В А Ф Л Я Н Е Н Т
Е А Ь О Х А Л В А М Ь Ю
К Д Е П А С Т И Л А Е Р
С Ж Е Л Е К О Н Ф Е Т А

КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”

Задание: закончите фразу или вставьте необходимое слово.

1) Мама спрашивает: Миша, сколько тебе годиков?

3-летний Миша показывает пять пальцев, хотя всегда показывал три.

Мама: Так, а теперь убери лишние пальчики.
Миша (возмущённо): Мама, у меня нет лишних пальчиков!

2) Каждую ночь 3-летний Артем приходит к маме спать.

Старшая сестра Даша (4,5 года) говорит: А я не буду ночью бегать (в смысле, к маме спать).
Тёма: А я тоже.
Потом подумал и добавил: Да, я не буду бегать. Я буду ходить...

3) Паше 3 года: Мам, дай мне СОКОладку!

Мама приносит шоколадку.

Паша: А сок где?

4) Идем с 5-летней Ладой мимо стройки.

Она спрашивает: Мама, а что это за трубы?
Отвечаю: Это краны. А где же тогда вода?

5) Даше 4 года. Под Новый год говорим, что Деду Морозу можно заказать только ОДИН подарок и спрашиваем у Даши, что бы она хотела получить.

Даша подумала-подумала и говорит:Хорошо, пусть Дед Мороз подарит мне тогда волшебную палочку, а все остальное я сделаю себе сама...

6) Воспитатель в саду спрашивает 3-летнего Димулю:Кто тебя сегодня заберет?

Тот отвечает:Меня заберет папина жена, ее зовут Настя, она моя мама.

Подводя итог мастер-класса, хочу предложить схему, которая поможет каждому классному руководителю во время подготовки и проведения театрализованного праздника или утренника. Самое главное необходимо помнить, что дети составляют проект мероприятия и подбирают его содержание, а мы лишь помогаем им в этом.

5. Рефлексия.

В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем путешествие. Но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.

От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Александренко М.К. Совместные праздники взрослых и детей//Начальная школа. - 1990. - №1. - с. 56.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, 1995. – 346 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
  4. Спицин Н П., Время доброго общения// Начальная школа. - 1991. - №1. - с. 48-50.
  5. Силевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т. 1, - М.: НИИ школьных технологий, 2006 – 567 с.

Презентация
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6