Открытое внеклассное мероприятие "Компьютерра"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, прививая навыки самостоятельной работы, внеклассная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности студентов. Веселые, познавательные игры, КВНы, конкурсы, викторины значительно оживляют изучение таких строгих, «сухих», а для многих даже и «страшных», дисциплин, какими являются математика и информатика, учат пользоваться полученными знаниями, терминологией, развивают память и логику.

Отдельные студенты, с ярко выраженными способностями, могут участвовать в олимпиадах, заниматься на факультативах и в кружках по индивидуальной программе. Более широкий круг студентов заинтересовать и увлечь предметом позволяют командные соревнования. Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к информатике, математике. Такие соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для любой их будущей профессии.

Цели мероприятия:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие у студентов умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, чувства взаимовыручки.

Форма проведения: игра-соревнование двух команд.

Участники: студенты первого курса колледжа.

Межпредметные связи: информатика, математика, русский язык, иностранный язык, черчение.

Оснащение:

Аппаратное – компьютерный класс (Intel Pentium Dual Core 2.0 GHz); видеопроектор BenQ, музыкальный центр Sumsung.

Программное обеспечение – операционные система Windows-XP, MS-WORD, MS-POWER POINT, графический редактор PAINT.

Литература –

  • Д.М. Златопольский. Интеллектуальные игры в информатике – СПб.: БХВ-Петербург, 2004 г.;
  • методическое пособие И.Д. Агеевой «Занимательные материалы по информатике и математике», М.: ТЦ Сфера, 2005 г.;
  • О.Б. Воронкова Информатика: методическая копилка преподавателя – Р.:Феникс, 2007 г.;
  • методическое пособие И. Семакина «Преподавание базового курса информатики в средней школе», М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.;
  • В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова «Современные открытые уроки информатики», Р.:, Феникс, 2002;
  • Н.Ф. Дик Классные часы в лицее и колледже, Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г. ;
  • Интернет https://urok.1sept.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Подготовительная работа:

Домашнее задание группам:

  • приготовить класс к соревнованиям – нарисовать стенгазету, содержащую кроссворд по информатике;
  • подготовить презентацию своей команды средствами компьютерных технологий, например слайд-шоу или видеоролик.

Ход соревнования:

Этап 1. Представление жюри, представление команд.
Этап 2. Конкурсы.
Этап 3. Подведение итогов, награждение.

Задания направлены на:

  • развитие у студентов логического мышления, умения обобщать и классифицировать понятия по какому-либо общему признаку (конкурсы «Алгоритмика», «Разминка», «Лишний», «Многозначное слово», «Железная логика»);
  • алгоритмического мышления (конкурс «Алгоритмика», «Графический редактор»);
  • закрепление навыков работы с инструментами графического редактора (конкурс «Графический редактор»),
  • закрепление навыков обработки текстовой информации (конкурс «Текстовый редактор»);
  • закрепление навыков работы с файлами и папками в операционной системе Windows (конкурс «Файловая система»);
  • закрепление знаний компьютерной терминологии (конкурсы «Разминка», «Лишний»);
  • закрепление знаний единиц измерения информации (конкурс «Сравнить величины»);
  • развитие способности быстро ориентироваться в обстановке, оценивать свои возможности и принимать решение (конкурс «Х-марафон»);
  • развитие внимательности, аккуратности, ловкости (конкурс «Hardware»);
  • развитие умений находить, собирать нужную информацию (конкурс «Домашнее задание»);
  • развитие творческих способностей (режиссерских, художественных), воображения, вкуса (конкурс «Домашнее задание»).

В качестве ведущего – преподаватель информатики или студент старшего курса. В жюри – директор колледжа, заведующий дневным отделением, методист, классные руководители групп, преподаватели колледжа.
Начинается игра с проверки «Домашнего задания» – просмотра презентаций команд о своей группе, о студенческой жизни.
Сразу жюри оценивает и плакаты, их содержание, художественное оформление и представление.
Для участия в каждом конкурсе вызываются по 5 участников от каждой команды. Они выполняют задания за компьютерами одновременно, каждый участник – за своим компьютером. Параллельно все остальные участники отвечают на вопросы устно. На следующий конкурс состав участников за компьютерами меняется. Таким образом, в игре задействована вся группа. Проверять работы, выполненные за компьютерами, помогают студенты старших курсов.

(Приложение 1 – Сводная таблица баллов за конкурсы).

Конкурс 1. «Алгоритмика»

Студентам, работающим за компьютерами, выдается задание. (Приложение 2 – Конкурс «Алгоритмика»).Работа выполняется в графическом редакторе PAINT. Студенты должны нарисовать геометрические фигуры, раскрасить их определенным цветом и угадать зашифрованное слово. За правильно нарисованные фигуры, правильное раскрашивание и правильно расшифрованное слово каждый участник получает по 1 баллу, все 5 человек могут принести своей команде максимально 15 баллов.
Все остальные ребята в этот момент смотрят на экран, где видна таблица с вопросами к «Разминке» (Приложение 3 – Презентация «Разминка»).
Участник сам выбирает вопрос и дает ответ устно, если ответ правильный, то жюри записывает команде 1 балл, если нет – 0 баллов. Ход передается второй команде. На этапе «Очень легкие вопросы» участникам предоставляются варианты ответов. Этап «Веришь-не веришь» содержит вопросы, на которые участники отвечают «да» или «нет». На этапе «Вопросы посложнее» участники могут давать краткие или подробные ответы. (Приложение 4 – ответы к конкурсу «Разминка»). По окончании конкурса «Разминка» проводится проверка работ за компьютерами (Приложение 5 – ответы к конкурсу «Алгоритмика»).

Конкурс 2. «Графический редактор»

Студентам, работающим за компьютерами, выдается задание. (Приложение 6 – Конкурс «Графический редактор»).Работа выполняется в графическом редакторе PAINT. Студенты должны выполнить рисунок по образцу. При его выполнении используются такие инструменты как: «эллипс», «заливка», «распылитель», «кисть», «карандаш», а также такие приемы работы как: копирование выделенного фрагмента, повороты, наклоны. За работу каждый участник может получить 1 балл.
Параллельно с этим конкурсом проходят устные конкурсы «Лишний термин» и «Многозначное слово». (Приложение 7 – Презентация «Лишний термин» и Приложение 8 – Презентация «Многозначное слово»). Здесь каждая группа отвечает на 5 вопросов подряд. В конкурсе «Лишний термин» задание: в каждой из приведенных групп терминов назвать один лишний термин. В конкурсе «Многозначное слово» задание: по данным определениям отгадать термин или понятие, которое является многозначным словом. Ответы для жюри (Приложение 9 – Конкурс «Лишний термин» и Приложение 10 – Конкурс «Многозначное слово»).

Конкурс 3. «Текстовый редактор».

Студентам, работающим за компьютерами, выдается задание. (Приложение 11 – Конкурс «Текстовый редактор»).Работа выполняется в текстовом процессоре WORD. Задание заключается в том, чтобы набрать предложенный текст и отформатировать его по заданным параметрам. Оценивается конкурс так: каждый участник может получить 1 балл за набор текста и 1 балл за его форматирование.
Одновременно с этим конкурсом проводится конкурс «Х-марафон» (Приложение 12 – Презентация «Х-марафон»). Правила такие:

  • ведущий дает поочередно три подсказки для ответа,
  • если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко,
  • в случае неверного ответа команда лишается права повторного ответа на данный вопрос.

Ответы для жюри (Приложение 13 – Конкурс «Х-марафон).

Конкурс 4. «Файловая система»

Студентам, работающим за компьютерами, выдается задание. (Приложение 14 – Конкурс «Файловая система»). На компьютерах в корневом каталоге диска С: записана папка «Файлы» Приложение 15 – Конкурс «Файловая система).
Параллельно по 2 участника от каждой команды соревнуются в конкурсе «Hardware». Им предлагается снять крышку с компьютера, найти и извлечь из него заданные устройства. (Приложение 16 – Конкурс «Hardware»).
В это время все остальные участники разбиваются на малые группы и работают с кроссвордами, ребусами и заданием «Сравнить величины». (Приложение 17 – Кроссворды, Приложение 18 – Ребусы, Приложение 19 – Сравнить величины, Приложение 20 – Сравнить величины – ответы). Все свои ответы ребята пишут на заранее распечатанных листочках, сдают на проверку жюри, а кроссворд разгадывают прямо на плакате.
И вот, наконец, наступает время подсчета баллов. Жюри занято проверкой работ, а участникам предлагается разгадать загадку (Приложение 21 – Конкурс «Железная логика»). На экране картинки, сопровождающие рассказ ведущего (Приложение 22 – Презентация «Железная логика»). На обдумывание – 1 минута. Каждая команда в завершение игры может добавить себе еще 2 балла.
Председатель жюри объявляет результаты игры. Группы награждаются грамотами и призами. Получают грамоты и отдельные студенты, отличившиеся в разных номинациях.

Выводы:

В ненавязчивой игровой форме студенты повторяют базовый материал по школьному курсу информатики. Мероприятие позволяет преподавателю информатики выяснить, в каких разделах курса у студентов знаний недостаточно, на какие темы обратить серьезное внимание при их дальнейшем изучении, а также, в каких вопросах ученики разбираются хорошо. Мероприятие обеспечивает развитие познавательной деятельности студентов, дает возможность проявить им свои многогранные таланты.
Предложенное мероприятие способствует процессу адаптации первокурсников в новом месте учебы.