Урок обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с'], буквы С, с. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новыми звуками [с], [с’], уметь выделять их среди других звуков, познакомить с буквой с, научить читать слоги, слова с этой буквой; закрепить знания об изученных буквах, умение их классифицировать, выполнять  слого – звуковой анализ слова.

Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь у учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в гостях.

Оборудование:  учебник "Русская азбука" автор: Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»), магнитная доска, буквы, слоги, демонстрационное и индивидуальные полотна, снежинка из бумаги, магнитофон, слоговая таблица, пятёрки – снежинки, схемы звуков, слогов-слияний.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Тихо сели, улыбнулись.

Повторение

Ребята, давайте повторим всё, что мы узнали на предыдущих уроках.

1. Из чего состоит наша речь?  (Из предложений)

Задание: составить по предметной картинке предложение.

2. Из чего состоят предложения?  (Из слов)

Задание: определить количество слов в предложении. Какое слово в предложении первое? Второе? и т. д.

3. Из чего состоят слова?  (Из слогов)

Задание: определить в слове  белка количество слогов

4. Какой слог ударный? (Первый)

5. А ещё из чего состоит  наша речь? (Из звуков)

6. Какие бывают звуки?  (Гласные, согласные)

7. Как произносятся гласные звуки? Как произносятся согласные звуки?

8. Игра «Полубуковка»  (На магнитной доске расположены буквы, половинка от каждой буквы закрыта, дети узнают букву, шепчут учителю на ухо, буква открывается)

и  а  ы  н о  у

– Мне кажется, что здесь какая-то буква заблудилась, а вы как считаете? (н)
– Правильно! Молодцы!
– Какие звуки обозначает буква н? ([ н], [н’])

9. Соотнесение слогов-слияний со схемами. Самостоятельная работа.  (Работа проводится в парах. Дети  на наборных полотнах расставляют слоги – слияния  в соответствии со схемами)

10. Проверка самостоятельной работы.

Работа над новым материалом

– Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладошку! Отгадайте загадку: 

С неба падают зимою                             Мягкие пушинки,
И кружатся над землёю                           Милые… (снежинки)

Учитель разжимает ладонь, на ней – снежинка.

– Вы уже в этом году видели снежинки. Давайте покажем,  как кружатся они.

Физминутка (под музыку)

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.

Сообщение темы урока, постановка задач

– Мы отправляемся в сказочную снежную страну Азбуковедения для того, чтобы узнать новые звуки, а также познакомиться с новыми буквами. А вот на чём поедем, отгадайте сами!

1.Загадка:

Всё лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры
Помчались с горы. (Санки)

– Правильно! Молодцы! (Макет сказочных волшебных саней)

2. Прежде чем сесть в волшебные сани, нужно 3 раза повторить скороговорку «По семеро в сани уселись сами». Сели!?

3. Заучивание стихотворения:

Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!

4. А вот и зимний лес! (Картина с изображением зимнего леса) Посмотрите, какой он красивый. На деревьях белые меховые шапки и шубы, Земля покрыта снежным покрывалом. Вам нравится лес? Кому трудно зимой в лесу? (Птицам)
– А почему? Чем мы можем им помочь? (Воспитательный момент)

5. Давайте сфотографируем лес. Фото можем получить сразу. Слого-звуковой анализ слова – лес (схема). Выделение звука [с]. А вон и лось вышел. (Картинка с изображением лося) Давайте его сфотографируем. Слого-звуковой анализ слова – лось (схема). Выделение звука [с’].

6. Характеристика звуков [с], [с’];

7. Чистоговорки.  Учимся правильно произносить звуки.

Са-са-са – в лесу бегает лиса
Су-су-су – было холодно в лесу

8. Распознавание звуков в словах

– Давайте разогреемся. Поиграем в снежки. Я называю слово, если в нём есть звуки [с], [с’], вы хлопаете в ладоши.

Косы, пила, сыр, винт, пыль, синица, шишка, аист, лиса, сеть.

– Молодцы! Теперь вы кидаете снежки (дети называют слова со звуками [с], [с’])

9. Запоминание из текста слов со звуками [с], [с’]    

– Садимся в сани. Повторение скороговорки: По семеро в сани уселись сами. Пока едем, слушаем сказку  Г. Юдина «Свинья в гостях»

Задание: запомнить слова со звуками [с], [с’]

10. Проверка самостоятельной работы. Обсуждение поведения свиньи в гостях (Воспитательный момент)

11. Вывод: С какими звуками мы сегодня познакомились? (Характеристика звуков [с], [с’])

12. Знакомство с буквой с (эс). На что похожа буква? Давайте пофантазируем.

13. Поэтическая минутка

Заучивание двустишия:

Полумесяц в небе тёмном
Буквой  С повис над домом.

14. Чтение слогов-слияний

– О нашем приезде узнали буквы. Они прибежали к нам. Давайте с ними споём песенку, текст мы не учили, поэтому можем подглядывать (работа по слоговой таблице)

са  со  си  су сы

15. Игра «Доскажи словечко»

– Эта страна волшебная. Давайте поколдуем.
– Молодцы!

16. Чтение слов (слова на доске)

осина        сосны       сани
осины        сосна

(Чтение по слогам, про себя, орфоэпически, целыми словами, лексическое значение слов) 

19. Буква дарит на память каждому из вас свою фотоплёнку (на индивидуальной карточке пунктирной линией написана буква с)

– Давайте проявим её. Какой надо взять карандаш? (Синий)
– Почему? (Буква согласная)  Какие звуки обозначает буква с? ([с], [с’] –  характеристика)
– А теперь возвращаемся домой.

Закрепление

Работа по учебнику

1. Песенка (чтение слогов-слияний)
2. Чтение «цепочкой» слов
3. Чтение текста (хорошо читающие дети), разбор содержания прочитанного.

 Итог урока (пятёрки – снежинки)

– Что нового узнали на уроке?
– С какой  буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква с?  (Характеристика звуков)
– Что понравилось на уроке?