Занятие по экологии в подготовительной группе. Тема: "Живи, Земля!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: воспитание у детей "благоговения перед всем живым, воспитание отзывчивости душ, формирование утонченного чувства красоты средствами искусства: живописи, музыки, поэзии".

Материалы: макет Земли, макеты водоемов, экосистемы о природе Севера, изготовленные руками родителей и детей.

Предварительная работа: подбор произведений, авторами которых являются поэты Севера, запись фонограмм, отрывки из стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня "Давайте нашу землю сбережем".

Воспитатель: "Ребята! Почему нашу планету Земля называют голубой планетой?"

Дети: Потому, что на ней есть вода.

Воспитатель: А вода – это жизнь. На нашей планете много водоемов. Какие водоемы вы знаете?

Дети: Моря, океаны, озера, реки.

Воспитатель: А какие водоемы есть в нашем крае?

Дети: Реки, озера.

Воспитатель: Но есть и еще один водоем, который вы хорошо знаете?

Загадка:

Не море, не земля
Корабли не плавают,
А ходить нельзя! (Болото)

Рассматривание иллюстраций о природе Севера.

Воспитатель: Какой могла бы быть природа Севера, если бы все люди относились к ней с такой же любовью, так бережно, как пишет об этом М. Ефимов.

Чтец:

Милая природа
Люблю тебя, простор земли былинный,
Твоих озер и речек синеву,
Гор темноту и бездну равнины
Высокий лес и низкую траву. (Отрывок)

Звучит музыка Вивальди.

Воспитатель. Писатели-северяне создали много произведений о жизни животных. Так, в избражении Геутваль, дикий олень – это совершенное создание природы, символ красоты северной природы. Олень – предмет восхищенья, любования и гордости человека – считает поэтесса, и с ней хочется согласиться.

Чтец.

Послушайте Олень,
Как несешь ты рога тугие,
Какой ты статный,
Как легок шаг!
И мы такие,
Да не такие... (отрывок)

Звучит "Песенка о Солнце" (Слова А. Марласова, музыка С. Няруйя)

Воспитатель: Заботливый хозяин бережно относится к недрам северной земли – богатству Родины – считает ненецкий поэт Л. Лапцуй.
Очень важно не причинять природе вреда, помня о том, что добыча полезных ископаемых, кроме пользы приносит огромный вред природе: оказывается загрязненной, отравленной вода, гибнет тайга и ее обитатели.

Чтец.

Газ продремавший долгие века,
Под Пяковской землею,
С диким ревом,
рванулся на вверх,
И таяли снега,
Расправленные заревом багровым! (Отрывок)

Звучит песня "Раненная птица" (Музыка А. Пахмутовой, слова А. Рождественского)

Воспитатель.Об отравленных реках, о болезнях морской воды, о гибнущей природе, как набат, как крик души, стихотворение Новикова.

Чтец.

Все меньше лирики в природе,
Все тише шорох, звон и там
Все больше мусора при входе
В ее необозримый храм.
Увенчаны усилья наши –
Храм превращается в завод. (Отрывок)

Звучит песня "Давайте землю нашу сбережем".

Чтец:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами, тянущими руки,
Навстречу Солнцу и ветрам

Звучит песня "Не рвите цветы" (Слова М. Плецковского, музыка Ю. Антонова)

Ведущий.  Неприступная суровая земля – земля вечной мерзлоты – воодушевила северного поэта А. Черевченко на создание теплых проникновенных строк. Земля вечной мерзлоты и прекрасна, и нуждается в защите, потому что она очень хрупка и ранима.

Чтец:

После теплого дождя,
После радостного ливня,
Щебеча и шелестя,
Пробуждается долина.
Вся тайга – в живых слезах...

Звучит песня "Уголок России" (слова Шевелева, музыка В. Шаинского)

Ведущий.  Хантыйский поэт Роман Ругин чувствует себя должником перед природой Родины.

Чтец.

Дума о Севере
Милый мой север меня одарил
Всеми своими щедротами,
Дымом пастушьих костров окурил
Под снеговыми широтами...

Ведущий.

Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим!

Песня "Так давайте устроим большой хоровод".

Сюрпризный  момент – вход Феи Экологии.

– Я вижу, что вы разгадали причину бед планеты Земля. Найти дорогу к спасению Я помогу Вам! Отвечайте на мои вопросы словами "ДА" или "НЕТ"

1. Скажи, а правда человек – часть живой природы. ДА
2. Чтоб зеленей трава росла – польем ее кислотным дождем. НЕТ
3. Без речи, мысли и труда – легко быть человеком? НЕТ
4. А может в дом прийти беда от грязных рук? ДА
5. А чистый воздух и вода нужны всему живому? ДА
6. Исчезнут вдруг леса, тогда без них прожить мы сможем? НЕТ
7. Прожить мы сможем  много лет, природу обижая? НЕТ

Подведение итогов

Физкультминутка (дети обходят круг)

Темным лесом и зеленым лугом,
Мы шагаем друг за другом
Чтобы цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет низко поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка провожает всех ребят,
До свидания, лес зеленый
Мы уходим в детский сад!

Литература:

  1. Чернер. С.Л., Артюшина Т.А., Сучкова Т.А. "Экологическое образование и воспитание школьников". Дидакт – 1999 – №6 – С.2.
  2. Глазачев С.Н. и.др. "Введение в экологию: уроки творческого развития". – М: "Горизонт"1998 – 120 с.