Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цель: научить понимать содержание картины, её художественные особенности; уметь воспринимать авторскую позицию через проникновение в мир художественных образов; передавать своё отношение к картине; развивать устную и письменную речь.

Слайд № 3..

Оборудование:

  • Презентация
  • Портрет И. Е. Репина;
  • Выставка репродукций картин И. Е. Репина;
  • Репродукция картины "Бурлаки на Волге" (у каждого ученика);
  • Стихотворения Н. А. Некрасова "На Волге", "Размышления у парадного подъезда";
  • Фонограмма русской народной песни "Дубинушка";

Оформление доски: эпиграф, толковый словарь: пейзаж, композиция, антитеза, деталь; орфографический словарь: бурлак, артель, этюд, восторг, негодование.

Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей урока, знакомство с эпиграфом.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас плачем зовется -
То бурлаки идут бечевой.
Н.А. Некрасов

2. Сведения о художнике и истории создания картины (возможно в виде сообщения уч-ся).

Слайд № 4 - 10.

Приложение № 1 (или слайд 4)

Илья Ефимович Репин провел детство в небольшом украинском городке Чугуеве. В 1864 году едет в Петербург и становится студентом Академии художеств.

Слайд № 11

Мысль написать бурлаков возникла у Репина в 1868 году, когда он во время прогулки по Неве впервые увидел изможденных, оборванных людей, запряженных в лямку. Художника поразил контраст пестрой праздничной толпы богатых господ на берегу и усталых, измученных, едва идущих бурлаков. Это зрелище врезалось в память молодого живописца.

Слайд № 12.

Репину захотелось глубже узнать жизнь, нравы волжских бурлаков, увидеть их собственными глазами, почувствовать сердцем тяжесть их подневольного труда. Летом 1870 года вместе с друзьями Репин решил отправиться на Волгу. Каждый из бурлаков, встреченных Репиным, имел свою историю, свою судьбу, свой характер. На Волге Репин встретил Канина и мальчика Ларьку, моряка Ильку и многих других героев его будущего произведения.

В первых этюдах преобладала тема страдания, что Репина не устроило, и он повторно едет на Волгу. Один из приятелей оставил в дневнике любопытное описание. Репин делает очередной этюд, несколько зрителей, таких же бурлаков, стоят за спиной художника.

- Дивлюсь, - говорит один, - и тут человек, и там человек:Диковинно!

- Ведь живой, совсем живой стоит на холсте, - вторит другой.

А третий, который когда-то учился рисовать, объясняет товарищам, кивая на Репина:

- Думаешь, это легко!..Ведь он и сам-то всей душой там - на холсте!..

Репин попытался создать монументальное полотно, воспевающее духовную силу, достоинство и красоту русского человека.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем ( после второй поездки Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в 1873 году.

11 человек бурлаков, люди различных социальных групп, разных возрастов и характеров, объединенные одной судьбой, связанные одной бурлацкой бечевой. Фигуры, позы, лица бурлаков предельно конкретны, индивидуальны и вместе с тем типичны, характерны. Все они - плоть от плоти многоликого, многострадального народа. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф. М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Достоевскому вторил критик Стасов В. В.: " Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителями на холсте в такой страшной массе, в таком громадном, пронзительном аккорде. Эти 11 человек, шагающих в ногу, натянувши лямку и натужившись грудью; что это за людская мозаика с разных концов России!"

Однако не у всех представителей русского общества картина И. Е. Репина вызвала восторженное отношение. Ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства". На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: " Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников". Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Слайд № 13

3. Комплексный анализ-беседа.

- Кто такие бурлаки? Слайд № 14

Это люди, которые тянули по реке суда с грузом (бывало, месяц или два). В долгом пути бурлаки иногда стаптывали 20 пар лаптей. Уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка".

Приложение № 2. (или слайд 15)

- Давайте послушаем эту песню (ставится аудиозапись). У этой песни есть второе название - "Эй, ухнем!" Изначально это была крестьянская народная песня, потом стала бурлацкой. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

- Поговорим о композиции картины (композиция - построение). Как расположены люди на картине?

Слайд № 16.

Репин старался так расставить людей, чтобы каждый был хорошо виден. Видны все детали. Репин - замечательный мастер композиции. Он не случайно развернул шествие бурлаков параллельно плоскости холста. Это дало возможность сосредоточить внимание на внутренней сущности каждого из них, на раскрытии индивидуальных характеристик.

- Кто самый юный из бурлаков? Опишите его.

Слайд № 17

Это Ларька.Таких мальчиков можно было нередко встретить в артели. Беднякам нечем было прокормить семью, и они отправляли своих детей бурлачить. Мальчика 11 лет сначала брали кашеваром. А через 2-3 года он делался настоящим бурлаком. На лице Ларьки - решимость и нетерпение. О них рассказывает упрямый поворот головы, взгляд, смело устремленный вперед. Волосы непокорно выбились из-под шапки. Ларька резко выпрямился, вцепился в хомут, точно хочет сбросить его, разорвать. Неужели всю жизнь он ничего не увидит больше, кроме бурлацкой лямки?

- Опишите "головного" бурлака.

Слайд№ 18.

Это Канин. Встречая артель, Репин любовался Каниным. Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы, олицетворяет на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую. Канин мало говорил, постоянно размышлял о чем-то своем. Он не посмеивался над другими и не обижался на товарищей за шутки. Репина привлекали печальные и мудрые глаза бурлака, большой умный лоб, его спокойные, сдержанные движения - он шел в лямке, ничем не выдавая, что работа тяжела для него. Репину очень хотелось знать, о чем мечтает этот сильный, задумчивый, красивый человек. Добрые серые глаза, огромный лоб, лицо, будто озаренное светом мечты, густой загар. В Канине слились множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.

- Давайте опишем остальных бурлаков.

Слайд № 19

Рядом с Каниным, левее - взлохмаченный, темнобородый "нижегородский боец", так прозвали этого бурлака, должно быть, за удаль в кулачных битвах. Это, и в самом деле, - настоящий богатырь! Тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой. Вот повернулся к товарищам, чтобы ободрить их веселой шуткой.

По другую сторону от Канина - Илька-моряк. Такая сила в его жилистых руках, в решительном движении, с которым он налегает на лямку! Какая грозная сила в его взгляде!

Слайд № 20

Чуть позади - высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком нажимает на ременную петлю, шагает себе, вроде и не думая ни о чем. На нем - шляпа горшком, с узкими полями, такие шляпы называли - бурлацкими.

Слайд № 21.

Утирает пот со лба больной бурлак. Похоже, недолго ему "тянуть лямку".

Слайд № 22

Сосед Ларьки, старик, спокоен. На ходу набивает трубочку табаком - словно ничего ему и не нужно больше. Наверное, и он мечтал прежде о другой жизни, да шли годы - притерпелся. И все-таки в его спокойной уверенности есть тоже своя сила.

Слайд № 23

Между Ларькой и стариком виден калмык. Тень от картуза почти скрывает его лицо с узкими, внимательными глазами.

Слайд № 24

Старательно ступает отставной солдат, единственный из всех обутый в сапоги. Он пока не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем на остальных - не порвалась в лохмотья. Но пройдет солдат сотню-другую верст - истреплет свою одежду, скинет разбитые сапоги, обуется, как все, в лапти.

Слайд № 25

Сердито оглянулся высокий грек. У него красивое и гордое лицо. Он похож на орла.

Слайд № 26

Последний бурлак отстал от остальных. То ли горе его согнуло, то ли идти нет больше сил.

Слайд № 27

Позади, на барке, которую тянут бурлаки, устроились хозяева - те, кого называли "кровопийцами".

Слайд № 28

- Давайте опишем пейзаж (пейзаж - изображение природы). Как Репин использует прием антитезы? (антитеза - противопоставление)

Слайд № 29

Темные силуэты людей - яркий фон картины. У Репина пейзаж - Волга, небо, солнечная песчаная отмель, дальний берег.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в ширину холст. И перед нами открылись бесконечные просторы воды и неба. Голубое небо покрыто легкими облаками. Вдали - туманный берег. Позади, до самого горизонта, сияющая гладь реки. Вокруг пустынно; только слева, у края картины, плывет вниз по течению барка под парусом, а справа дымит маленький пароходик.

Артель движется навстречу зрителям. Бурлаки только что одолели песчаную мель-перекат. Они на мгновение сбились с общего дружного шага. Трое передних уже снова налегли на лямки грудью, но те, кто идут следом, пользуясь короткой передышкой, распрямились в кожаных петлях.

Когда мы смотрим на картину, мы видим всех бурлаков вместе и в то же время каждого порознь. А когда вглядываемся отдельно в каждого, видим его вместе со всеми. Так играет оркестр: у всякого инструмента свой голос, но музыка зазвучит, когда голоса сольются воедино.

- Теперь поговорим о цветовой гамме картины.

Слайд № 30

Эту картину называли солнечной. И правда, Репин как будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотой парус плывущей мимо барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскаленный песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя. Картина не пестрит красками. Репин очень вдумчиво выбирает цвет - желтый, голубой, розовый, но сколько оттенков у каждого цвета! Желтый - то золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневый.

Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда бурлаков, он ищет другие оттенки - краски становятся густыми, мрачными , тревожными. Эти люди словно отлиты из бронзы - дочерна загорелые, смуглые лица и руки. На Канине рубаха неяркого, спокойного цвета - в лад его неторопливым, серьезным думам. У Ильки-моряка рубаха красновато-лиловая, ее беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как и яростный взгляд Ильки. Пламенем взметнулась в темной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на еще не сожженном загаром лице рассказывают о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

- Как вы думаете, почему эта артель столь разна по характеру, возрасту, национальности?

Слайд № 31

Репин пошел бы против правды, напиши он всех бурлаков одинаково бодрыми богатырями. Но Репин пошел бы против правды и напиши он всех низко склоненными, сломленными, послушно тянущими груз.

4. Речевая работа.

Слайд № 32 - 36

- Жизнь бурлаков очень точно и ярко отражена в фольклоре, появился даже специальный жанр - бурлацкие песни. Мы уже прослушали одну из них - знаменитую "Дубинушку", поняли, что эти песни отличает особая ритмическая организация. Но есть и другие песни, послушайте некоторые отрывки из них. Какой рисуется в них жизнь бурлака?

Ой, ребята, плохо дело!
Наша барка на мель села!
Ой, ребята, собирайся!
За веревочку хватайся!
Чтоб прибавить барке ходу,
Побросаем девок в воду!
Чтобы барка шла ходче,
Надо лоцмана по шее.

А бурлацкие пожитки,
Что добры, да не велики,
Что добры, да не велики,
Одна лямка да котомка,
Еще третья-то оборка.

На корме сидит хозяин,
Сам хозяин во наряде,
Во коричневом кафтане,
В пирюсеневом камзоле,
В алом шелковом платочке,
В черном бархатном картузе,
На картузе козыречек,
Сам отецкой он сыночек.

Да, эти песни подтверждают горькую правду, изображенную на картине Репина, - жизнь бурлака тяжела и горька, в то время как хозяева живут, купаясь в роскоши. Но в то же время мы слышим в песнях оптимизм, иронию, силу духа. О реалиях бурлаческой судьбы говорят и пословицы:

  • Бурлак что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник.
  • Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.

- Кстати, выражение "тянуть лямку", то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.

- В качестве эпиграфа к уроку взяты строчки Некрасова из стихотворения "Размышления у парадного подъезда", а теперь в стихотворении "На Волге" подберите отрывок, который наиболее точно смог бы проиллюстрировать картину Репина.

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки:

- Да, Н. А. Некрасов тоже, как и И. Е. Репин болел душой за судьбу русского народа, обманутого, униженного, но не сломленного!

- Подберите синонимы к словам:

Художник ( живописец, автор картины, мастер кисти);

Картина (холст, полотно);

Рисует (пишет, изображает, показывает, передает).

- А теперь подберем эпитеты к следующим словам:

День (жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий и т. д.)

Волга (бескрайняя, могучая, великая и т. д.)

Бурлаки (усталые, больные, непокорные, несломленные и т. д.)

5. Работа с краеведческим материалом.

Слайд № 37-38

- Мы с вами живем на Волге, где до сих пор живы еще слова и выражения, относящиеся к тяжелому быту бурлаков. Давайте с ними познакомимся (проекция на экран).

Бахилы - кожаная обувь без подошв и задников с высокими голенищами выше колен, часто - принадлежность одежды бурлака.

Водолив - старший бурлак, он же плотник, отвечающий за сохранность судна и хозяйский груз.

Добавочные - Бурлаки, набираемые в артель взамен заболевших или выбывших.

Завоз - способ передвижения грузового судна против течения, когда характер берега не позволяет бурлакам идти бечевой.

Косной - бурлак, идущий последним в лямке, получающий прибавочную плату, обязан очищать бечеву, когда она задевает за кусты и деревья.

Мурейники - прозвище бурлаков, место отдыха которых находилось в мурье ( трюм на парусных судах).

Мурцовка - бурлацкая еда. В большую артельную чашку крошили зачерствевший хлеб, лук, сильно солили и заливали водой, ели из общей чашки деревянными ложками.

Перемена - пункт смены бурлаков. Располагались на разном расстоянии друг от друга: на ровных участках(плесах) между ними было около 25 верст, на труднопроходимых расстояние уменьшалось. От Астрахани до Нижнего Новгорода насчитывалось 57 перемен.

Подсада - третий человек в бурлацкой артели (Первый - шишак, второй - подшишечный, а третий - подсада, и, когда дернуло бечеву, не упал. Киселева Е. Г. Гиляровский на Волге. Ярославль. 1962).

Шишак - глава бурлацкой артели, самый сильный бурлак.

Юшка - бурлацкая еда ( сваренное жидко пшено, сдобренное льняным маслом).

6. Составление устного рассказа по плану:

Слайд № 39

1) Композиция

2) Бурлаки

3) Пейзаж

4) Цветовая гамма

5) Мое восприятие картины

7. Подведение итогов.

Слайд № 40

Когда была закончена и выставлена картина И. Е. Репина, зрители будто заново увидели свой народ. Многие считали его забитым, жалким, измученным непосильной работой. А с холста смотрели люди могучие, бодрые, несокрушимые. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды - лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. "Какие громадные силы таятся в нашем народе!" - думали зрители перед картиной "Бурлаки на Волге".

8. Письменное сочинение.

9. Домашнее задание. Подготовить устный рассказ о своих впечатлениях от любой картины русского художника.

Слайд № 41.