Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • повторить, какова роль имени существительного  в речи,
  • постоянные и непостоянные признаки имен существительных,
  • какими членами предложения являются имена существительные,
  • разбор имени существительного  как части речи.
  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю.

Тип урока: повторение и  обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых  мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и  приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

ХОД УРОКА

I. Языковая разминка (Презентация. 2 слайд)  

– Вспомнить правила работы на уроке  помогут нам фразеологизмы. Что это? (Словарь – устойчивое выражение с самостоятельным значением.)

1. «Чувство локтя» (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)
2. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)
3. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

– К концу урока я буду знать, как вы работали на уроке.

Красный – 5 (за каждую работу дети самостоятельно выставляют себе оценку)
Зелёный – 4
Синий – 3

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, традиция, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква – согласная буква.
– Какое слово вы подчеркнули 2 раза? (Тростник)

Тростник –  О – безударная гласная, Т –  непроизносимая согласная.

– Какое слово не подчеркнули? (Егерь.)
– Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь – на конце.

Егерь –

1. Охотник – профессионал.
2. Охотовед –  специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

3 слайд – Проверка

– Что объединяет эти слова?

II. Введение в раздел (2 слайд)

– Посмотрите на экран. Назовите первые буквы слов из языковой разминки. Какое слово получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не хватает? Ь.
– Какова её роль в этом слове?
 Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
– Как вы понимаете значение пословиц?
– Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский, на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

(4 слайд)

Лев Николаевич Толстой говорил: «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
 – Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части .
– Как отличить одну часть речи от другой? ( По вопросам, по значению)

(5 слайд)

– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

Рассмотреть слайд

Вывод: Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.

– Сейчас мы проведём своё расследование (запись из Д.Э.)
– Прослушать и посмотрите видеофрагмент о шмеле и запомнить имена существительные, глаголы, имена прилагательные  (раздать листочки) распределить по рядам
– Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?  (Определённая, герметичные, важная, сладкий, определённую.)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Занят, переносит, живут, царит, заполнят, достать, выполняют, заполняют.)
– Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают? (Хоботок, шмель, дело, функция, свет, чистота, порядок, корм, инстинкт, очерк, крышечка, взгляд, пища, запас, зима.)
Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?

Вывод: Вы правы, имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

III. Сообщение темы урока

– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

IV. Работа с учебником (с. 86, упр. № 103)

Прочитать последнее предложение  (6 слайд)

  • вставить пропущенные буквы,
  • объяснить орфограммы,
  • записать предложение, (разбор предложения дети делают на интерактивной доске)
  • подчеркнуть грамматическую основу.
  • сделать синтаксический разбор
  • 2 – разобрать по составу

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными и второстепенными)

Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами.

Таблица – определение имени существительного (интернет)

 – Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “ (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились.

одушевлённое,
неодушевлённое

Выполните задание. Маркером на доске  соединить вопрос с картинкой

Слайд 7

Упр. 102, с. 85

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.  (Слайд 8)
– Где происходят события? (У самого леса.)
Выписать  самостоятельно из текста в два столбика одушевлённые и неодушевлённые  имена существительные в начальной форме. (Слайд 9)

Проверка.

– Почему некоторые существительны написаны с заглавной буквы?

Вывод: Имена существительные бывают  собственные и нарицательные.

На доске указать род имён существительных

–  Как определить род имён существительных?
–  В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по  конечным буквам слова.

Тест «Постоянные признаки»

Физминутка

 Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.) (Слайд 10)

Тест «непостоянные признаки»

Непостоянные признаки: число (Слайд 11)

КМ школа – существительные, не имеющие множественного числа 3 кл. 8 задание.
Существительные. которые имеют только ед. ч. или мн. число – возвращаемся к слову ворота

V. Упражнения в разборе имён существительных как части речи

Упр. 104. С.86  Прочитать текст (Cлайд 12)

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.
Записать на доске – Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
– Рассмотреть образец. Обратить внимание на сокращение.
Какое задание нужно выполнить, если со словом стоит число 3

Работа по вариантам – обратите внимание на определение члена предложения.

VI. Работа над развитием устной научной речи(13 слайд)

Коллективное составление рассказа  (работа в парах). 
Даётся время для самостоятельной подготовки. Заслушиваются индивидуальные ответы.

VII. Итог урока

Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В дальнейшем мы будем знакомиться с ними.

– Почему эта часть речи получила такое название?  (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

(14 слайд)

Имя существительное,
Мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
Имя Существительное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

(Читает ребёнок)

VIII. Рефлексия (15 слайд)

– На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «на седьмом небе». Как вы это понимаете? (Быть счастливым и довольным)

– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!