Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение  склонять имена существительные в единственном  числе, умение пользоваться известными приемами распознавания  падежей;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать развитию внимания, операций – мышления абстрагирования, классификации, анализа;
  • воспитывать уважительное отношение к труду людей, понимание общественно значимой деятельности в сознании будущего гражданина;
  • расширять кругозор учащихся  по теме: «Профессии».

Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: таблички-названия профессий, карточки-тренинги, карточки  с текстами стихотворений, слова с пропущенными буквами, картинки с изображением профессий.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

2. Минутка чистописания

– Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
– Посмотрите, какую букву мы сегодня будем повторять.
– Запишите красиво все строки.

Учение и труд рядом идут

– Как понимаете эту пословицу?

Ученица читает стихотворение В. Лифшиц «Труд»

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложки, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

3. Орфографическая минутка

– И как говорится в пословице: «Учение и труд рядом идут», поэтому, сначала будем учиться.

На доске слова с пропущенными буквами. Задание вставить пропущенные буквы.

 шаПка
перРон
    кОлосок
шкаФ
дерЕво
 паСCажир
   лИсица
     Язык

– Что общего у всех этих слов? (Имена существительные)
– На какие группы можно разделить их? (По роду, словарные\ несловарные, живые предметы\ неживые)
– Сделайте вывод, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.
– Что такое имя существительное?
– Как изменяются имена существительные?
– Прочитайте слово, которое получилось из вставленных букв?
– Какой частью речи являются слова, называющие профессии?

4. Постановка учебной задачи

– Поставьте учебную задачу: чему мы будем учиться на этом уроке?
– Можно я добавлю?

5. Работа по теме  урока

1. Выборочное письмо

У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

– Из какого произведения эти строки? Кто их автор?
– У вас на столах стихотворение. Прочитайте его название.

Чем пахнут ремесла?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином,
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

– Вопросы какого падежа содержатся в названиях этих стихотворений? (Т.п.)

Задание 1. Выпишите все существительные в Т.п. из стихотворения Д. Родари.

Самостоятельная работа в тетради.

– О каких профессиях идет речь в стихотворении?
– Чем занимаются люди этих профессий?

2. Списывание имен существительных, определение их падежа

– А теперь, ребята, я предлагаю вам работу в парах. Вы получаете карточки, на которых написаны стихотворения о самых разнообразных профессиях. Ваша задача, обсуждая в парах, выбрать из них имена существительные и определить в каком падеже они стоят в этих текстах. Я предлагаю вам карточки разных уровней: красные – более сложные, за выполнение которых можно получить высокий балл, синие – средней сложности, за них – средний балл, и зеленые – более простые, за них вы получите тройку.

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода.
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

Разве нужно думать,
На кого учиться,
Если есть на свете,
То, что быстро мчится?
Я на этом быстром
Стану машинистом.

Почерком быстрым исписан весь лист,
Очерк в газету строчит журналист.

Ворону, корову, щенка и павлина –
Всех примет и вылечит доктор звериный.

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.

Проверка работы в парах

3. Лексическая работа

– Некоторые профессии называются несколькими словами. Попробуйте найти пары-синонимы из профессий, предложенных на доске.

Лесничий                 Плотник 
Столяр                      Егерь
Летчик                      Швея
Портной                   Пилот

4. Словарно-орфографическая работа.

– А сейчас мы отправляемся на Биржу труда. Кто знает, что это такое? Правильно, это место, где людям помогают найти нужную им работу по специальности. Но мы пока отправимся туда с другой целью. Наша задача перечитать объявления и постараться найти орфографические ошибки в них.

  • «Ищу работу шафера.89069427279.»
  • «Инженер с высшым образованием ищет роботу. 89095069641»
  • «ОАО «Риск» на постоянную работу требуеца камбайнер. Зарплата высокое»

5. Разбор слов по составу

– Доскажите словечко и разберите слова по составу.

Часы чинит … (часовщик)
Грузит краном ... (крановщик)
Рыбу ловит … (рыбак)
Служит в море… (моряк)
Самолетом правит … (летчик)
Клеит книжки ... (переплетчик)

6. Изменение слов по падежам.

– Ребята, мы вспомнили уже много профессий.  Как вы думаете, это все профессии, которые существуют? Какие вы еще знаете профессии?
– Я раздам вам карточки с названиями профессий. Ваша задача просклонять эти слова.
– Что значит просклонять?

Банкир   строитель    капитан    почтальон    милиционер  
Модель   продавец    бухгалтер   агроном   писатель  артист    охранник

– Составьте с этим словом предложение с однородными членами  по схеме: 

– Ну, а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в паре, чтобы закрепить свои знания о падежах, их вопросах.

7. Работа с тренинговыми карточками.

1. Работа индивидуальная.
2. Работа в парах.
3. Принятие совместного решения.

6. Закрепление изученного

– Вы определились, кем вы хотите стать, когда вырастите?
– А какая профессия самая важная?

Книгу  переворошив,
Намотай себе на ус:
Все работы хороши –
Выбирай на вкус.

7. Домашнее задание

– Дома напишите текст-рассуждение на тему «Когда я вырасту, буду…».

8. Итог урока

– Что такое текст-рассуждение? На какой вопрос он отвечает?
– Какие грамматические категории повторяли?
– Что узнали нового?
– Что закрепили?

Самооценка деятельности на уроке по шкале.