Паспорт проекта "Родной язык – мое богатство"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный /декабрь-май/.

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательная деятельность: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы.

Актуальность:

“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку”, писал К.Д.Ушинский.

Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается. Как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.

Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.

Цель:

  • Формирование и использование знаний народного фольклора у детей среднего дошкольного возраста.
  • Развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
  • Развивать умение понимать содержание произведений народного творчества.
  • Продолжать работу по обогащению. Уточнению и активизации словаря ребенка.
  • Продолжать учить выразительно, читать потешки, прибаутки, стишки.
  • Развивать творческий потенциал ребенка.
  • Способствовать переносу накопленного художественного образа творческой деятельности.
  • Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
  • Развивать нравственные мотивы поведения.

Предполагаемый результат:

  • Знать произведения народного творчества.
  • Драматизировать небольшие русские народные сказки.
  • Инсценировать /совместно с воспитателем/ русские народные песни, прибаутки, хороводы.
  • Активно употреблять малые формы фольклора в повседневной жизни.

Этапы проекта.

этапы время проведения деятельность воспитателя деятельность детей работа с родителями
 

 

 

 

 

 

I ЭТАП

первая неделя декабря

вторая неделя декабря

третья неделя декабря

 

четвертая неделя декабря

 

первая неделя января

 

вторая неделя января

 

третья неделя января

четвертая неделя января

Выявить степень употребления детьми слов-заменителей и нелитературных слов.

Нравственная беседа с детьми “Злой язычок”

Подбор русских народных потешек для детей среднего дошкольного возраста

Беседа с детьми о русских народных играх.

 

Сделать картотеку “Малые фольклорные формы для детей”

 

 

 

Подбор фильмов с русскими народными сказками.

 

Оформление картотеки народных считалок.

Рассматривание книг в книжном уголке.

Разучивание игры “Два Мороза”

 

Посещение музея “Русская изба”

 

 

 

Подбор иллюстраций к потешкам и загадкам.

Просмотр видео фильма “Бабушкины сказки”

 

Разучивание народной игры “Карусели”

Беседа с родителями “Родной язык – мое богатство”

/ознакомительная беседа/

 

 

 

 

 

Разработать анкету для родителей. “Использование фольклора в вашей семье”

Анкетирование родителей

“Использование фольклора в вашей семье”

 

Организовать посещение театра

“Театр в жизни ребенка”

 

 

 

 

II ЭТАП

первая неделя февраля

вторая неделя февраля

третья неделя февраля

четвертая неделя февраля

первая неделя марта

вторая неделя марта

конец марта

первая неделя апреля

вторая неделя апреля

третья неделя апреля

четвертая неделя апреля

Чтение сказки “Снегурушка и лиса”

Подготовка и проведение игры “Зайцы и охотники”

 

Занятие – игра “Испечем мы колобок”

 

Разучивание игры “Стадо”.

 

Драматизация сказки “Колобок”

Просмотр сказки в театре совместно с детьми.

 

Оформление альбома “Пословица в моей семье”.

Игра – ситуация на прогулке совместно с родителями “Народные гулянья”
Разучивание потешки “Наша – то хозяюшка сметлива была”

Игра-драматизация по сюжету потешки.

 

Пошив русской народной одежды для детей.
Совместно с родителями русские посиделки “Вокруг самовара” /поздравляем мам, бабушек, сестренок/
Викторина “Приходи, сказка!”

Игра – инсценировка “Курочка Рябушечка на речку пошла”

Подготовка к драматизации сказки “Лиса и заяц”

Разучивание с детьми слов к спектаклю.

Народные игры на прогулке.

Драматизация потешки “Курочка Рябушечка”

Миниатюры к сказке.

Распределение ролей.

Психогимнастика “Злой”, “Добрый”, “Хитрый”.

Показ для малышей детского учреждения сказки “Заюшкина избушка”
III ЭТАП май Подготовка и проведение праздника “Русское гостеприимство”