Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "По дороге сказок…"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель урока: обобщение и демонстрация знаний детей старшего дошкольного возраста в области познавательно-речевого, художественно-эстетического развития.

Задачи:

  1. Углублять интерес к чтению художественной литературы.
  2. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
  3. Способствовать преодолению страха речи.

Предварительная работа:

  • Систематическая работа учителя-логопеда, воспитателя по указанным направлениям образовательной программы.
  • Подготовка методических материалов и пособий согласно содержанию занятия.

Декорации и оборудование:

  • декорации к сказкам: “Три поросенка”, “семеро козлят”, “Доктор Айболит”, “извилистая дорожка”, костюмы Красной Шапочки и Буратино, шапочки гномиков, мольберт, “дерево с золотыми шоколадными монетами”, корзинка с пирожками;
  • письмо (конверт) от Карабаса-Барабаса, чемодан с дорожными знаками, иллюстрации с изображением живой и неживой природы, математические веера, предметы для творческих заданий, иллюстрации для определения жанра живописи, иллюстрации к сказкам.

Музыкальное сопровождение (аудиозаписи):

  • О. Митяев “О, здорово!”, “Песня о дороге добра” (М.Минков – Ю.Энтин);
  • “Песенка Красной Шапочки” (А.Рыбников – Ю.Ким),
  • запись “тревожной музыки”, музыка природного явления “Гром”,
  • аудиозапись “голос из письма”, “В пещере горного короля” (Э.Григ),
  • “Песенка друзей: Мы едем-едем-едем в далекие края”,
  • “звуки леса”, аудиозаписи сказок и рассказов,
  • “Да здравствует сюрприз!” (М.Минков – Ю. Энтин)

Участники: ведущие – “Буратино” и “Красная Шапочка”, дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), гости (родители).

Ход досуга

(Действие происходит в оборудованном декорациями музыкальном зале)

1 часть

Звучит песня О. Митяева “Как Здорово!”. Гости (родители) располагаются в музыкальном зале.

Под “Песню о дороге добра” входят дети, располагаются в зале полукругом (лицом к гостям).

Под песню Красной Шапочки “Если долго по дорожке” вбегают “на полянку” (зал) с разных концов зала Красная Шапочка и Буратино. Встречаются на извилистой дорожке посередине.

Буратино: Пррривет, Крррасная Шапочка! Куда ты так спешишь?

Красная Шапочка: Я бегу к бабушке! Несу ей кусочек масла и немного молока. Она приболела!

Буратино: Понимаю!!! Я бы тоже хотел иметь такую заботливую внучку!!!

Красная Шапочка: А, куда ты торопишься по сказочной дорожке?

Буратино: А я тороплюсь в школу. Папа Карло продал свою курточку и купил мне азбуку! (показывает книгу) Я буду прилежным учеником!

Красная Шапочка: Вот здорово! Ты будешь учиться в школе!!!

Звучит тревожная музыка. “С полянки” исчезает “извилистая дорожка”. Герои недоуменно озираются по сторонам.

Красная Шапочка: Буратино, тебе не кажется, что сейчас что-то произошло? Исчезла сказочная тропинка! Мы заблудились!!! Теперь мы никогда не попадем в свои сказки.

Герои обходят полянку по кругу.

Буратино: Посмотри, что я нашел! Поднимает конверт, вытаскивает письмо.

Прочти-ка, Красная Шапочка, а то я буквы не знаю!

Гремит гром.

Голос из письма: “Красная Шапочка и Буратино! За ваше непослушание и нежелание работать в моем театре, я заколдовал лес. Исчезла сказочная тропинка. Вы не найдете дорогу в свою сказку, если не выполните мои задания, разбросанные по всему лесу. Это говорю я – Карррабас Барррабас!”.

Красная Шапочка плачет.

Буратино утешает Красную Шапочку: Не плачь, Красная Шапочка! Мы найдем дорогу в твою сказку! Мы справимся со всеми трудностями! Посмотри сколько добрых, умных детей вокруг! Они нам помогут! Да, ребята? Обращается к детям.

Буратино: Ребята, вы готовы помочь нам выполнить задания Карабаса и найти дорогу в сказку? Дети поддерживают героев сказки.

Буратино: Наденем волшебные шапочки гномиков, так будет легче передвигаться по заколдованному лесу.

Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
Детки в гномов превращайтесь

Звучит музыка Э.Грига “В пещере горного короля”. Красная Шапочка надевает детям шапочки гномиков.

Буратино обращается к детям: Веселые гномики, готовы отправиться в путешествие?

Красная Шапочка: Стоп-стоп-стоп!!! А знаете ли вы, “гномики”, правила дорожного движения? Перед путешествием необходимо вспомнить правила дорожного движения.

Задание: “Дорожные знаки”.

Инструкция: В сумках находятся знаки дорожного движения. Необходимо разложить дорожные знаки на указательные, предупреждающие и запрещающие. Помогут вам буквы-символы: У – указательные, П – предупреждающие, З – запрещающие знаки.

Под “Песенку друзей: мы едем-едем” каждый ребенок подходит к чемоданчику, берет дорожный знак и помещает его в нужную корзинку.

Красная Шапочка рассматривает корзинки с разложенными знаками: Молодцы гномики! Теперь мне за вас не страшно. Пора в путешествие!

Путешествие начинается. Дети берутся за руки, идут за Буратино.

Буратино под “звуки леса” ведет детей за собой, по дороге собирает конверты с заданиями от Карабаса-Барабаса: Мы идем дремучими лесами, цветущими полями, перебираемся через горные реки. Вокруг нас чудесная природа. На деревьях – диковинные птицы, под кочками, лесными пенечками притаились дикие звери.

Дети рассаживаются на стулья.

Задание: “Юный натуралист”.

Инструкция: Вспомните, что относится к живой, а что к неживой природе. Разложите картинки: к этой “горе” мы прикрепим картинки с изображением неживой природы, а на это дерево – картинки с изображением живой природы.

Буратино и Красная Шапочка приглашают желающих выполнить задание.

2 часть

Буратино обращается к детям: Сколько персонажей повстречалось нам в пути? Не заметили? Я помогу вам посчитать. Раздает детям математические веера.

Задание “Юный счетовод”. Красная Шапочка зачитывает математические задания:, дети показывают ответы на математических веерах

№ 1

“Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Сколько всего животных вылечил Айболит?”

№ 2

“Волк в избушку постучал:
– Открывайте, – прокричал!
И ребятушки-козлятки побежали без оглядки:
Под кровать один, под стол один, и под печкой один,
А еще один в кадушке.
Сколько же козлят в избушке?”

№ 3

“Пять веселых медвежат за малиной в лес спешат,
Но двое из них устали, от товарищей отстали, а теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди?”

№ 4

“Три орешка мама-свинка для детей несла в корзинке,
Свинку ежик повстречал, и еще два ей дал.
Сколько орешков мама-свинка деткам принесла в корзинке?”

Буратино: Молодцы ребята! Теперь у меня нет сомнений, что все “гномики” внимательные и умные, а значит, обязательно справятся с заданиями от Карабаса-Барабаса!

3 часть

Буратино объявляет: Итак, первое испытание от Карабаса-Барабаса!

Задание: “Определите жанры художественной литературы”.

Красная Шапочка: Вот так трудная задачка: распознать, где рассказ, а где сказка?

Инструкция: Прослушайте отрывок из произведения и скажите, к какому жанру художественной литературы – рассказу или сказке – относится этот отрывок.

Звучит запись сказок / рассказов. Дети распознают жанры произведений.

Буратино: Ну и Карабас-Барабас, ну и грамотей. Послушайте, что он пишет. В дремучем лесу обитает много диких животных: волки, лисы, коровы, зайцы, лошади, … Да не одни, а с детенышами. Например, у волка – собачонок, у лося – лосик, у медведя – медведенок, у зайца – бельчонок, у лисы – лисичка, у белки – зайчонок, …

Задание*: “Исправьте ошибки Карабаса-Барабаса” .

Дети исправляют ошибки.

Красная Шапочка: Буратино, Карабас-Барабас думает, что наши ребята книжки совсем не читают, пословицы и поговорки не употребляют! Предлагает ребятам закончить пословицу.

Задание*: “Закончи пословицу”.

*Обе игры проводятся с мячом. Дети располагаются в кругу.

Не имей сто рублей, а … (сто друзей). Есть терпение, будет и … (умение).
За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь). Что летом родится, то зимой … (пригодится).
При солнышке тепло, а при матери … (добро). Друг познается … (в беде).
Любишь кататься, … (люби и саночки возить). Без труда не вытащишь, … (и рыбку из пруда).
Век живи – … (век учись). Не красна изба углами, а красна – … (пирогами).
Не спеши языком, торопись … (делом). Друга ищи, а найдешь – … (береги).

Буратино: Молодцы! Наши ребята умные, грамотные.

Дети садятся на стулья.

Буратино: открывает конверт с творческими заданиями: Если Карабас-Барабас некультурный, в музеи не ходит, это не значит, что и наши дети такие же.

Задание “Юный художник”

Инструкция: Рассмотрите иллюстрации. Определите, какой жанр живописи представлен на иллюстрации. Назовите жанр (пейзаж, портрет, натюрморт).

Ребята рассматривают иллюстрацию и называют жанр живописи.

“Юный мастеровой”

Инструкция: На подносе находятся предметы народно-прикладного искусства. Рассмотрите предметы и назовите вид художественной росписи (Городец, Гжель, Хохлома).

Ребята рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и определяют вид росписи.

Красная Шапочка: А вот и последнее задание от Карабаса-Барабаса!

Задание: “Узнай сказку по иллюстрации”.

Инструкция: Посмотрите на иллюстрацию и назовите сказку.

Красная Шапочка показывает детям иллюстрации. Дети подбирают название сказки. Последними предлагаются иллюстрации к сказкам “Красная Шапочка” и “Буратино”.

Незаметно в зал выставляются дерево с монетками, корзинка с пирожками.

Буратино восклицает: Красная Шапочка, я вижу знакомое дерево с золотыми монетками!

Красная Шапочка находит под деревом корзинку с пирогами: А вот и моя корзинка с пирогами!

Звучит детская песенка “Да здравствует, сюрприз!”. Красная шапочка и Буратино приглашают детей на веселый танец. Затем герои угощают детей шоколадными монетками и пирожками.

Итог

Буратино: Спасибо, ребята! Вместе мы справились со всеми заданиями от Карабаса-Барабаса.

Красная Шапочка: Нам очень понравилось сказочное путешествие. Спасибо, что вы помогли Буратино найти дорогу в страну Знаний, а мне к любимой бабушке.

Звучит “Песня о дороге добра”. Дети покидают зал.