Использование фонетико-фонематических моделей на этапе автоматизации и дифференциации звуков в спонтанном речевом потоке

Разделы: Логопедия


В дошкольном возрасте нервно-психологический статус ребенка наиболее подвержен воздействию со стороны, так как обладает мягкостью и пластичностью. К неблагоприятным факторам влияния на нервно-психологический статус можно отнести общая ослабленность организма, генетическая предрасположенность, дисфункция со стороны нервной системы и так далее. Это приводит к нарушению условий полноценного развития ребенка. Именно поэтому устранение дефектов произношения важная задача, решаемая в дошкольном возрасте. Нередко дефекты произношения носят стойкий характер и для их устранения необходимо приложить немало усилий.

В современной логопедии выделяется три этапа работы над звукопроизношением:

  1. Развитие моторики речевого аппарата, формирование дыхания, развитие фонетической.
  2. стороны речи.
  3. Отработка правильного произношения звуков.
  4. Автоматизация и дифференциация звуков в спонтанном речевом потоке.

Особенно необходимо выделить третий этап автоматизации звука, именно этот этап вызывает наибольшее затруднение у детей имеющих сложные речевые нарушения.. Слабая автоматизация связана c не закрепившимися навыками употребления звука в самостоятельной речи, отсутствием умений контролировать своё произношение и “бунтом” перед неинтересным процессом проговаривания надоевших фраз. Поэтому ребенок пользуется новым звуком нерегулярно и неохотно, только на занятиях с логопедом.

Главной целью третьего этапа является - выработка навыка самоконтроля за процессом автоматизации звуков во фразовой речи в процессе различных видов деятельности. По определению Тертель А.Л. “Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний”. [1. с. 158]

У ребенка, по мере становления самоконтроля, формируются способности к произвольной психической саморегуляции. Центром формирования личности становится процесс развития произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления, произвольной организации деятельности [2.]. Формирование самоконтроля предполагает возможность осознавать и контролировать процесс или определенную ситуацию вне зависимости от внешних раздражителей.

Часто нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер, поэтому именно на третьем этапе необходим творческий подход и разнообразные способы, облегчающие работу по введению и закреплению звука в речи (многократное проговаривание разнообразные игровые упражнения, чистоговорки, скороговорки, заучивание стихотворений, и т.д.). В практике нашей деятельности за основу работы по формированию правильного звукопроизношения мы взяли метод моделирования (пошаговую зарисовку ситуации, последовательности рассказа и т.п.) и такую форму литературного материала, как стихи. Ритмоинтонационная сторона речи поэтического произведения широко способствует формированию нарушенного звукопроизношения, а в дальнейшем – её художественной окрашенности.

Опираясь на систему работы по обучению дошкольников планированию речи, предложенной Ткаченко Т., Смирновой Л., Сутеевым В. мы разработали собственные модели фонетико-фонематической компенсации речи, которые помогают устранить старые стереотипы и позволяют сформировать новые рефлекторные речевые зоны.

В качестве модели выступает знаковая система, воспроизводящая некоторые свойства оригинала, способная замещать его в определенных отношениях [5.]. Наиболее эффективными средствами является заучивание стихотворных моделей, насыщенных изучаемым звуком. Опорные картинки, стилизованные изображения предметов, символы, помогают ребенку запомнить последовательность рифмованных строк, активизировать внимание, память, мыслительную деятельность, а так же компенсаторные механизмы слухового, зрительного, и тактильного анализаторов.

Трудности у детей вызывает понимание логики сюжетов стихов. На помощь детям при заучивании стихов приходит рифмованная конкретизация, изложение содержания стихотворного текста в заданной последовательности по определенному плану. Картинки, придуманные ребенком по ходу заучивания стихотворений, являются наглядным планом высказывания, прослеживая план высказывания, ребенок остается сосредоточенным на звуковом наполнении высказывания. Особенно это благоприятно сказывается на детях с нарушением слухо-речевой памятью, не умеющих читать, которые испытывают затруднения в запоминании на слух. Слуховые наблюдения, выделение существенных моментов развивают восприятие ребенка, помогают осознать логику плана, учат составлять план. Зрительные ассоциации и поиск моделей стимулируют мыслительную деятельность. Прорисовывание моделей активизируют графомоторные умения и развивают воображение.

Цель использования в работе фонетико-фонематических моделей - облегчить и стимулировать процесс автоматизации звуков в речи

Задачи.

Образовательные:

- Повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счет повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий.

- Расширить ориентировку в окружающем и формирование словаря.

- Формировать звуковой культуры речи.

- Формировать грамматического строя речи.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать чувства ритма и рифмы.

- Развивать вербальную память.

- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

- Активизировать все компоненты речевой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать целеустремленность, самоконтроль.

- Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

- Воспитывать интерес, уважение, любвь к поэтическому слову.

Здоровьесберегающие:

- Создавать условия для комфортного самочувствия детей.

- Укреплять психическое здоровье детей.

Использование фонетико-фонематических моделей способствует:

- Насыщению материала изучаемым звуком.

- Более продуктивной автоматизации произношения.

- Повышению речевой мотивации.

- Развитию речевой сноровки.

- Разнообразию упражнений.

- Сохранению занимательно-игрового характера упражнений.

Таким образом, опыт нашей работы показал что фонетико-фонематические модели являются эффективным тренингом при устранении нарушений звукопроизношения, развивают чувство ритма и рифмы, обогащают вербальную память и обеспечивают речевую сноровку.

Использование моделей включено в предлагаемое занятие по отработке звуков верхнего подъема. В основе фонетико-фонематических моделей практикум по улучшению дикции Куликовской Т.Л. [6].

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звукопроизношения
с использованием фонетико-фонематических моделей стихотворений

Цель: автоматизация произношения звуков верхнего подъема (Р, Ж, Ш) в самостоятельной речи.

Задачи.

Коррекционные задачи:

- закрепление умение правильно произносить звук [Р, Ж, Ш] в рифмованных текстах;

- закрепление умение согласовывать имена существительные с именами числительными;

- формирование навыков самоконтроля за речью;

- закрепление пространственных представлений, графического изображения звука;

- развитие зрительной долговременной памяти.

Воспитательные:

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Развивающие:

- развитие просодики, внимания, памяти, мышления;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие общей и мелкой моторики;

- закрепление пространственных представлений;

- активизация словаря по теме: “Насекомые”.

Здоровьесберегающие:

- создание условий для комфортного самочувствия детей;

- укрепление психического здоровья детей;

- закрепление навыков правильного выполнения элементарного самомассажа, с помощью карандашей.

Оборудование: Звукозапись “Бабочки и роботы”, карточка с характеристикой звука, дорожки “Цветы”, игрушки (жук Жан-Жаныч, куб, на гранях которого изображены цифры), предметные картинки,  карточки для определения звука в слове, дидактическая игра “Звуковая мозаика”, карандаши, фонетико-фонематические модели стихотворений Куликовской Т.Л. “Про жуков и про букашек”).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Игра “Четвертый лишний”

Логопед показывает картинки. Дети называют картинки и находят лишнюю картинку, отвечая на вопрос “Почему?”.

Яблоко, груша, слива, репа – репа.
Клен, ива, береза, жаворонок – жаворонок.
Платье, юбка, рубашка, шапка – шапка .

(Картинки одной групповой принадлежности удаляются, на панно остаются выделенные картинки).

3. Сообщение темы

Логопед. Скажите, с какого звука начинается название каждой картинки?

Ответ детей

Логопед. Правильно. Сегодня мы будем продолжать правильно произносит эти звуки [Р, Ш, Ж] в словах.

4. Характеристика звука

Логопед. Дети, скажите звук [Ш] тихо, [Р] громко, [Ж] длительно и коротко. 

Дети произносят звук тихо и громко, длительно и коротко.

Логопед. Скажите, как мы произносим звук [Ш] ([Р], [Ж]) - артикуляция.

Ответ детей.

Логопед. Молодцы. А расскажите мне об этих звуках - характеристика.

Ответ детей.

Логопед. Правильно. Молодцы.

Стук в дверь.

5. Основная часть

Логопед. Смотрите, кто к нам прилетел в гости на занятие. Это мой старинный друг – жук Жан-Жаныч. Он прилетел не с пустыми руками, а с игровыми заданиями. Дети, выполним задания Жан-Жаныча?

Ответ детей.

Произнесение слогов и слов с помощью карандаша:

Ша-ша-ша - карандаш, живот, лапша. (Карандаш находится между ладонями)

Ро-ро-ро – жук, шалаш, игра, ведро. (Карандашом водим по внешней поверхности правой ладони)

Жи-жи-жи – руки, шуба и ежи. (Крутим карандаш  подушечками пальцев правой руки)

Рот-рот-рот – шапка, лыжи, огород. (Крутим карандаш подушечками пальцев левой руки)

Логопед. Молодцы.

6. Отгадайте загадки и определите место звука в слове.

Логопед. Жан-Жаныч хочет проверить вашу смекалку. Но еще больше ему интересно узнать сможете ли вы определить место звуков в словах-отгадках.

Не зверь, не птица, тонок как спица,
Летит, кричит, сядет, молчит.
Кто его убьёт – свою кровь прольет. (Комар)

Я не дам вам молок, улечу под облака,
В этом вся моя сноровка – я ведь … (Божья коровка)

Никогда - ни днем, ни ночью
Жить без дела не хочу.
Я из тутовых листочков
Шелковую нить пряду. (Шелкопряд)

Логопед. Как назвать, одним словом эти существа.

Ответы детей. (Оценить ответы детей)

7. Игра с кубиком “Посчитай-ка”

Логопед. Жан-Жаныч – очень общительный жук. Давайте, узнаем, сколько у него друзей. Вам нужно кинуть кубик и сказать, например: 4 жужелицы и т.д. Слова: жужелица, божья коровка, стрекоза, комар, таракан, сороконожка, букашка, муравей, шелкопряд, мошка.
Ответы детей. (Оценить ответы детей)

8. Игра “Звуковая мозаика”

Лист 4 х 4, жетоны коричневого (шоколадного), оранжевого, красного цвета.

Логопед. Мы с Жан-Жанычем будем называть разные слова. Если в слове есть звук [Ж], кладите жетон оранжевого цвета, если звук [Р] – красного цвета, если звук [Ш] – шоколадного. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий и четвертый. Если будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор [рис.1].

Слова:

шапка    корова   ножи   порт   лапша
баран   желуди   марка   жалоба   карман
башня   стужа   желток   живот   сушка
кошка   пижма   жужелица   лужа   пышка
март   надежда   георгин   джунгли   барсук
шишка   порох   одежда   дорога   мешок

Логопед. Жан-Жаныч хвалит вас за старание.

9. Физкультминутка

Подвижная игра “Жуки и божьи коровки” в музыкальном сопровождении. 

(Дети, под изменяющийся характер музыки, выполняют следующие действия: под “тяжелую” музыку ползают, как жуки, под “легкую, воздушную” летают как божьи коровки)

10. Фонетико-фонематическая модели “Про жуков и про букашек”

Логопед. Жан-Жанычу было очень интересно с вами общаться, на последок он предлагает вам рассказать стихотворения Куликовской Т.Л. “Про жуков и про букашек” (детям предлагается на выбор рассказать стихи с опорой на модели) [Приложение 1].

Логопед. Жан-Жаныч очень рад, что вы справились с заданием.

11. Закрепление пройденного материала

Логопед. Пройдите по дорожке “следов”, которые оставил наш гость и вспомните слова со звуками [Р, Ш, Ж]., которые мы произносили сегодня на занятии. Один след на дорожке – одно слово.

Итог.

– Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить?

– Кто к нам в гости пришел? Какие его задания вам понравились?

– Какие задания вам показались трудными?

– Если вы справились со всеми заданиями, то похлопайте себе в ладоши и скажите “Я сегодня молодец!”.

Литература

1. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах. М., Проспект, 2008, с. 158.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000, с. 191.

3. Серова К. Ю. Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с]). Сайт 1 Сентября, Логопедия, 2010.

4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М., Мозаика-синтез, 2006.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб, Детство пресс, 1999.

6. Куликовская Т.Л. Чистоговорки и скороговорки. Про жучков и про букашек. Практикум по улучшению дикции. М., 2006.

Приложение