"Как сплотить детский коллектив?"

Разделы: Классное руководство


Наступило 1 сентября. Опять встречаю 1 класс. Меня всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы училось весело и интересно, как сплотить детский коллектив единомышленников?

Развитие сплоченности класса способствует любая коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели. Это может быть подготовка к какому-то мероприятию, оформление помещения к празднику, и даже уборка кабинета. Обычно в разобщенных группах подобные коллективные мероприятия удаются с трудом, поэтому педагогу важно заранее продумать занятия для каждого учащегося без исключения и обеспечить возможность его выполнения, причем каждый должен внести очевидный для себя вклад в общий результат.

Я хочу познакомить вас с некоторыми тренинговыми приемами, которые можно применить для учащихся любого возраста, для того, чтобы сплотить детский коллектив.

3 группы:

  1. Приемы, работающие посредством материализации общности членов группы.
  2. Приемы, основанные на регламентированной внутри-групповой деятельности, когда, решение поставленной задачи возможно только при участии каждого.
  3. Приемы, основанные на создании условий для физического контакта между членами группы.

Упражнения

“Клубок”. Это упражнение выполняется в кругу. Ребята перебрасываются клубком, параллельно выполняя какое-либо задание. Например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому кидают клубок. Получившийся клубок, прежде чем бросить его следующему игроку, один раз наматывает нитку на палец. В итоге получается своеобразная паутина.

“Контакт без слов”. Упражнение проводится в кругу. Для его проведения необходимо четное число участников. Ребята получают задание: “На счет “Раз” каждый из нас должен находясь на своем месте и молча, найти себе пару. Когда я скажу “два”, вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу “раз”, и вы должны найти новую пару, а на счет “Два” начать делать одинаковое движение с новым партнером.

“На спине”. На спину каждому учащемуся прикрепляется карточка с каким-нибудь отвлеченным понятием (свет, удовольствие, патриотизм). Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый каждому показывает без слов, что написано у него на спине.

“Уходя, оглянись”. Упражнение выполняется в парах. Повернувшись, друг к другу спиной партнеры расходятся в разные стороны. Их задача, не договариваясь друг с другом, одновременно обернуться и посмотреть друг другу в глаза. Количество попыток неограниченно.

“Гусеница”. Для проведения этого упражнения необходимы воздушные шары по числу участников. Группе необходимо построиться цепочкой, соблюдая ряд условий. Руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего, шарик зажат между животом одного участника и спиной другого. Дотрагиваться до шара нельзя. Первый человек в цепочке держит шар на вытянутых руках. В состоянии группа должна перемещаться по помещению, преодолевая различные препятствия, натянутые веревки, перевернутые стулья и т.п.

“Общий брезент”. Вся группа должна разместиться на куске брезента. После достижения группой поставленной цели брезент складывается в несколько раз. Он уменьшается, но задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.

“Ладошка”. Нарисуй ладошку, на пальцах напиши свои лучшие качества, посередине имя. В этом упражнении дети учатся оценивать себя и других. Если ребенок затрудняется найти качество, другие дети помогают ему в этом. Далее ладошки можно повесить в уголке.

“Построй башню”. Учащиеся разбиты на группы (5-6 человек). Каждой команде выдается по 10 листов формат А-4. Необходимо построить высокую и прочную башню, не используя никаких подручных средств. В группах работают 10 минут, затем засекается время, чья башня не упадет. Далее задаются одинаковые вопросы всем группам. Например: Как вам работалось в группе? Кто какие роли выполнял? Чью идею воплотили и т.д.

“Спаси жизнь” – проектная групповая работа. Учащиеся разбиты на группы (5-6 человек).

Оборудование: яйцо, скотч, вата, газета, скрепки, шерсть и т.п.

Группе задание: спасите жизнь.

В конце работы нужно составить проект и защитить его.

Вопросы.

  1. Кто живет в яйце?
  2. Что бы вы хотели сделать с яйцом? (Определите тему)
  3. Как вы хотели сохранить жизнь? (Цель, задачи)
  4. Что вы будете делать? (Алгоритм действий)
  5. Что хотели получить? (Результат)

Когда каждая группа защитит свой проект, необходимо бросить яйцо на пол и проверить, насколько реален проект и спасла ли группа жизнь?

Для сплочения детского коллектива можно использовать упражнение “Рисунок группы”. Раскатать рулон обоев и одновременно нарисовать рисунок на тему: “Наш класс”, “Наша школа”, “Мы – дружим” и т.д. В этом упражнении ярко проявятся лидерские качества детей, ярко видны дети-изгои и т.д.

“Слепой и поводырь”. Это упражнение проводятся тогда, когда дети не умеют общаться с другими сверстниками. Два ученика - один лидер, второй неприметный. С помощью голоса (глаза завязаны) провести человека по определенному пути. Голосом управлять движением. Затем поменяться местами.

По ходу завершений упражнений необходимо обсудить следующие вопросы: Какие трудности возникали по ходу игры? “Что получилось, благодаря чему?”, “Что можно было сделать по-другому?”, “Хотим ли попробовать?”.

Все эти тренинговые упражнения помогут классным руководителям сплотить детский коллектив.

Презентация