Интерактивные методы обучения на уроках биологии

Разделы: Биология


Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме, отрабатывать навыки работы со схемами, тестами, учить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников.
  2. Развитие аналитического мышления, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, умение производить классификацию факторов, умение обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о самом многочисленном н/классе в типе Хордовых. Он включает в себя 20 тысяч видов животных.

- Что же это за н/класс? (Рыбы.)

Поскольку, их так много, а урок по этой теме заключительный, давайте назовем его – «Планета рыб».

Сформулируем для себя задачи на этот урок.

Учитель обобщает предложения детей:

  • повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по данной теме;
  • расширить и углубить знания, познакомиться с многообразием рыб.

Инструкции: у вас на столах у каждого лежит лист контроля, в котором вы должны будите оценить сами себя по каждому виду заданий.

Критерии оценки.

Надеюсь на вашу честность и объективность при самооценки собственных ответов. И конечно надеюсь на то, что вы будете активно работать, покажите все свои знания, ничего не утаите.

Задание №1.

Один ответ – 1 балл.

Это задание поможет проверить вашу эрудицию (5-7 минут).

  1. Какая рыба называется так же, как спортсмен – легкоатлет? (Прыгун – илистый прыгун.)
  2. Какая небольшая, очень, подвижная рыбка с вытянутым телом, называется так же, как называют вертлявого человека? (Вьюн.)
  3. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и автомобильная шина? (Скат.)
  4. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.)
  5. Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка.)
  6. Какая рыба называется так же, как орган растения? (Лист – рыба лист.)
  7. Какая хрящевая рыба носит название, что и инструмент кузнеца? (Молот – акула – молот.)
  8. Эту рыбу называют живым ископаемым? (Латимерия.)
  9. Какая рыба называется так же, как инструмент портного? (Игла.)

Задание №2.

Один ответ – 1 балл.

Выбрать один ответ из четырёх предложенных.

1. Признаком приспособленности рыб к жизни в воде является то, что они ...
А) дышат при помощи жабр.
Б) имеют хорду.
В) имеют голову и спинной мозг.
Г) костный скелет.

2. Рыбы обладают способностью воспринимать направления и силу тока воды с помощью ...
А) органа обоняния.
Б) боковой линии.
В) органа вкуса.
Г) органа слуха.

3. Кровеносная система рыб ...
А) незамкнутая.
Б) замкнутая и включает один круг кровообращения.
В) состоит только из артерий.
Г) два круга кровообращения.

4. Нерест – это ...
A) способ передвижения.
Б) сложное инстинктивное поведение в период размножения.
B) особый тип питания.
Г) условия, приводящие к замору рыбы.

5. По характеру питания окуня относятся к ...
А) растительноядным организмам.
Б) хищникам.
В) сапрофитам .
Г) паразитам.

6. С помощью плавательного пузыря рыба ...
А) переваривает пищу.
Б) размножается.
В) опускается на глубину или всплывает.
Г) растет.

7. Самой крупной рыбой в мире считают ...
А) китовую акулу.
Б) усатого кита.
В) атлантическую сельдь.
Г) обыкновенного сома.

8. Рыбы относятся к типу ...
А) бесхордовые.
Б) полухордовые.
В) хордовые.
Г) двухордовые.

9. Спинной мозгу рыб находится ...
A) под позвоночником.
Б) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.
B) над позвоночником.

10. Через сердце рыб проходит кровь ...
А) венозная.
Б) артериальная.
В) смешанная.
Г) смешанная у хрящевых и артериальная у костных рыб.

Задание №3.

Один ответ – 1 балл.

Узнаете ли вы рыб, изображенных на рисунке?

Под изображением определенного вида рыбы впишите в кружок цифру, стоящую под соответствующим названием рыбы.

  1. линь;
  2. лещ;
  3. карп;
  4. речной окунь;
  5. карась;
  6. щука;
  7. трехиглая колюшка;
  8. судак;
  9. угорь.

Задание №4.

За каждый полный ответ 2 балла, за дополнение – 1 балл.

Рыбные богатства родного края.

Опережающее задание. Выполняется устно, в виде беседы. Оцениваются только те ученики, которые активно отвечают.

  1. Какие представителей осетровых Астраханской области вы знаете? Почему эти рыбы относятся к ценным видам? (слайд)
  2. Карпообразные – это самый многочисленный отряд среди рыб нашей области. Приведите примеры представителей.
  3. Что такое прудовое хозяйство? Каких рыб выращивают в прудах?
  4. Есть ли среди рыб нашей области представители отряда лососевые? Что вы о них знаете? (слайд)
  5. Как решается вопрос в нашей области по восстановлению стада осетровых рыб? Национальный проект. (слайд)
  6. Почему в последние годы резко снижается численность всех видов рыб, не только осетровых?

Учитель: Наш край всегда был богат рыбой. Хочется, чтобы таким он и оставался, и закончить наш урок мне бы хотелось стихами Астраханского поэта Бориса Филиппова.

Итак, я прошу, подсчитайте свои баллы за урок и поставьте оценки!

- Что запомнилось вам на сегодняшнем уроке?

- Где вы можете использовать знания по данной теме?

- Определите место нашего сегодняшнего урока по 100-бальной шкале, какое количества баллов вы бы поставили. Спасибо за урок.

Домашнее задание:

  1. Гибрид белуги и стерляди – бестер. При нормальном выращивании в первый год жизни достигает массы 80 г. через 2 года в 100 раз больше, а еще через год в 5 раз увеличивает свою массу. Вычислите массу гибрида на 3-м году и составьте график его роста.
  2. Карась мечет до 70 тыс. икринок, камбала до 200 тыс., лещ около 500 тыс., судак и щука до 200 тыс. Подсчитали, что если бы из всех икринок выводились рыбы, то через 23 года они вытеснили бы воду океанов. Почему это не происходит?

Критерии оценки работы на уроке.

№ заданий Количество баллов Оценка
1. 1 балл 20-22 балла – отлично
15-19 баллов – хорошо
14-10 баллов – удовлетворительно
2. 10 баллов
3. 9 баллов
4. 2 балла