Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников (из опыта работы)

Разделы: Логопедия


«Много воды утекло со времен первого логопеда – легендарного греческого оратора Демосфена, но наша миссия, до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста».

В последние годы вырос интерес к профилактике речевых нарушений. В связи с этим в логопедии определилось особое направление под названием превентивное логопедическое воздействие, иначе говоря, Концепция раннего логопедического вмешательства. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае профилактика) с первых лет жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.

И действительно, отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевой негативизм (отказ от какой-либо деятельности), вторичная задержка познавательной деятельности (ни для кого не секрет тесная взаимосвязь речи и мышления).

На логопункте, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, в последние годы я столкнулась с колоссальным ростом количества детей с нарушениями речи, обусловленное как медицинскими показаниями, так и социальными факторами. И в связи с тем, что количество детей, зачисляемых на логопункт ограничено, возникла острая необходимость осуществления профилактической работы с детьми еще до достижения 5 лет. Поэтому мною была предпринята попытка оптимизировать свою систему работы по профилактике речевых нарушений с данной категорией детей, воздействуя прежде всего на родителей, что и определило актуальность выбранной мною темы.

Профилактическое направление логопедического сопровождения детей нашего учреждения включает в себя разные формы работы:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядные.

Коллективную работу провожу посредством посещения родительских собраний, на которых чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по развитию речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Проводя консультации, всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Речевые игры дома;
  • Проверьте слух у ребенка и др.

В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я смогла из материалов стенгазеты “Как развивают пальчики наши малыши”. На ней демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

Важно отметить, что кружковая деятельность для родителей также является эффективным методом общения с родителями. Это ноу-хау, которое было предложено ведущим логопедом нашего города, было названо нами «Говорящие пальчики». Родители младшей группы приглашались на еженедельные занятия, которые проводились в вечернее время. В основу занятий легло пособие Н.В. Нищевой «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада» и самостоятельно разработанные конспекты занятий к этой тетради. Родителям на каждой встрече демонстрировалась методика проведения каждого занятия. Результатом проведения наших встреч послужило выполнение заданий каждым ребенком, которые впоследствии были оформлены в виде выставки. И, конечно, основной целью нашей совместной деятельности было научить родителей подбирать те методы и приемы обучения, которые непременно возымеют результат в профилактике речевых нарушений. В процессе проведения данного вида работы были решены задачи сенсорного воспитания, речевого развития и художественно-эстетического.

Также на протяжении уже нескольких лет в нашем учреждении функционирует «Родительский клуб». Он строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Ежегодно в середине года мною проводится заседание с родителями средних групп на тему «Речевые проблемы детей 4-5 лет». Важно проводить данное мероприятие именно с этой категорией родителей. Дело в том, что к этому моменту они уже ознакомлены с результатами диагностики речевого развития детей и имеют представление о том, над чем в дальнейшем им прийдется работать. А как это сделать я подробно рассказываю и делюсь маленькими секретами оптимизации речевого развития ребенка. Очень эффективно использование видеоматериалов и аудиозаписей.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, также дает возможность познакомить родителей с режимом работы логопункта, его традициями, правилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В это день провожу экскурсию на логопункт с демонстрацией фрагмента занятия. После я беседую с родителями, выясняю их впечатления, отвечаю на возникшие вопросы.

Я практикую такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы (с письменного разрешения родителей) снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.

Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, по запросу родителей провожу индивидуальные консультации, которые очень важно вести тактично: их задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по коррекции речи ребёнка. От того, как протекают наши первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Оптимально, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. И здесь уже я ограничиваюсь узким кругом вопросов и не злоупотребляю научной терминологией, и если использую её, то с пояснениями. Помните, что рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и, скорее всего, создадут барьер в общении. При первой же встрече родителей знакомлю с буклетом, который они могут поместить на самом видном месте у себя дома. Разработанные мною требования к организации гармоничного речевого пространства в домашних условиях, были красочно оформлены и адресованы родителям. Конечно, многие требования, содержащиеся в буклете, кажутся знакомыми и всем понятными, и, тем не менее, я убеждена, напоминание о том, что необходимо:

  • многократно проговаривать все режимные моменты;
  • предъявлять единые и определенные требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых.

не будет лишним, а для кого-то из родителей покажутся новинкой.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети не посещают логопункт. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации я обеспечиваю применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Хочется поделиться интересной находкой, которая помогла мне активизировать педагогическую активность родителей. Это речевая традиция «Копилка слов», в которой было предложено принять участие всем родителям младшей группы. Задание простое - подобрать с мамой (папой, дедушкой) красивые (осенние, зимние, острые..) картинки с интересным (тяжелым, мягким) предметом, наклеить на альбомном листе (или нарисовать с родителями) и показать детям. По окончании нашего проекта будут созданы книжечки, в которые объединяются картинки (можно и рисунки детей и родителей) под соответствующие определения. Например, «Мягкие слова» - на всех картинках этой книжки предметы, которые соотносятся с прилагательным –мягкий-мягкая–…Рассматривая эти картинки в группе дети упражняются не только в произнесении слов, но и в соотнесении сущ. с прилагательными, учится описывать предметы, а это очень важные задачи в развитии речи детей младшей группы. При проведении речевой традиции, был составлен алгоритм разработки, который представлен ниже.

Алгоритм разработки речевой традиции во второй младшей группе «Копилка слов»

Этапы Задачи Деятельность родителей Деятельность учителя-логопеда
Начальный Определение темы, выбор слова Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания с детьми в домашних условиях Мотивация объяснение цели традиции
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Накопление информации. Выбор и обоснование. Консультирование при возникших затруднениях.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение, консультация.
Выполнение Выполнение традиции практическим путем. Работа над оформлением традиции Наблюдение, советы (по просьбе родителей)
Оценка результатов Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе созданных книг и самооценка Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)
Представление оформленных книг Оценка полученных результатов Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Перспективное планирование при работе над речевой традицией «Копилка слов»

Месяц Слова Оформление книги
Декабрь мягкий Конец декабря
Январь красивый, тяжелый Конец января
Февраль деревянный, смешной Конец февраля
Март вкусный, острый Конец марта
Апрель Весенний, мокрый Конец апреля
Май -------- Выставка книг

Родители с удовольствием включились в работу. Нами уже созданы и оформлены 5 книг. Все они активно используются воспитателями на группе и пользуются популярностью у детей. Ведь это совместный труд родителей и детей.

Еще одной формой моей работы в данном направлении явилось создание «Дневника нашей группы». Это своеобразный детский альбом, странички которого оформляли непосредственно родители. Уже на первом родительском собрании в ознакомительном выступлении я напомнила слушателям, что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе всему миру, или уж, по крайней мере воспитателю и сверстникам. Но сделать это ему, в силу возрастных особенностей, еще сложно, особенно если он испытывает трудности в общении или речи. Рассматривая красочные странички со своей фотографией, ребенок рассказывает о себе, о семье доступными ему средствами. Это может быть:

  • указательный жест
  • односложный ответ на вопрос взрослого
  • нечленораздельное, но эмоциональное высказывание. В любом случае мы «провоцируем» ребенка на речевой контакт.

В моей практике даже у неговорящих детей эти странички вызывают бурный эмоциональный отклик, а некоторые «Плаксы» после утреннего расставания с родителями быстрее всего успокаиваются вовсе не на руках у воспитателя, а удобно устроившись именно в процессе совместного рассматривания «Дневника».

Не спорю, тема профилактики речевых нарушений является бесконечной. Но с системой реализуемых мною мероприятий я сочла необходимым вас ознакомить. Признаюсь, что работа в этом направлении находится в стадии формирования. Возможно, в дальнейшем я откажусь от какого-либо мероприятия, а что-то новое добавится в процессе. Планирую в дальнейшем составить работу в данном направлении для других специалистов ДОУ, выделить так называемые блоки. Ведь к нашему сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в нашем детском саду (как и в целом по стране) вовсе не уменьшается, а только растет. И именно эта негативная динамика обязывает всех педагогов осуществлять превентивное логопедическое воздействие на тех группах, дети которых не охвачены работой логопеда. Надеюсь, что представленный опыт моей работы в данном направлении показался вам небезынтересным.

И, наконец, последнее. Сама проблема конструктивного сотрудничества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Рисунок 1