Доклад "Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей в современных условиях"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Реализация раздела “Художественно-эстетическое развитие” примерной основной образовательной программы “От рождения до школы” (М.А.Васильева) предполагает сформировать к концу дошкольного периода такие интегративные качества, как любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально отзывчивый и др.

Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Возможно это благодаря созданию необходимых условий предметно-развивающего пространства учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей.

Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:

  • сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
  • вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
  • побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  • создавать условия для развития грамматически правильной речи.

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (веселые гномы, зеленые гусеницы, диковинные грибы и бабочки и др.), красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду.

В каждой возрастной группе выделены центры, наполненные необходимым оборудованием и материалами. “Театр”, “Играй-ка”, “Волшебный карандаш”, “Сказка” – это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности.

Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Кроме того, благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами педагогики и психологии, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития, театрализованной деятельности отводится главное место, т.к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Именно театрализованная деятельность, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости и всех познавательных процессов, наиболее органична для детей дошкольного возраста. Она буквально пронизывает все виды деятельности детей, включая режимные моменты.

Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой.. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.

Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюдный тренаж и ритмопластика, которые позволяет развить внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие и прививают навыки для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов кукольных театров: настольный, пальчиковый, театр с “живой” рукой, марионеток, напольный и др.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами персонажей, мизансценами, декорациями для спектаклей.

Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности с другими видами искусства и образовательными областями.

Так, центр “Театр” наполнен пальчиковыми и перчаточными куклами, настольными театрами и шапочками-масками, деталями костюмов и сказочными атрибутами. А центр “Сказка” представлен произведениями фольклора, народными сказками и детской художественной литературой.

В центре “Волшебный карандаш” каждому воспитаннику предоставлена возможность для самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и обучению детей нетрадиционным изотехникам.

В период работы над спектаклем, инсценировкой, драматизацией и постановкой кукольного спектакля дети в совместной со взрослыми деятельности или самостоятельно готовят творческие выставки рисунков и поделок, создают сказочные коллажи, изготавливают детали костюмов, рисуют афиши и билеты на выставки и спектакли. Детское творчество является украшением не только групповых комнат, но и коридоров, лестничных пролетов и других помещений детского сада.

Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т.д.).

Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.

Система работы ДОУ в рамках данного направления определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений. Основные формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная);
  • самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности).

Еженедельные вечера развлечения по пятницам, основанные на творчестве и импровизации детей, делают их пребывание в детском саду более интересным, эмоциональным, незабываемым, а взрослым позволяют формировать нравственные ценности и художественно-эстетический вкус, развивать творческие способности, координацию движений и выразительность речи.

Так, например, “Театральная пятница” – это добрая традиция в общении детей, родителей и педагогов. Ее предваряют организация творческих выставок рисунков, поделок на тему спектакля, просмотр фильмов и слушание произведений в музыкальной гостиной.

Кукольные представления, развлечения для детей младшего и среднего возраста проводятся еженедельно. Постановка детских спектаклей, инсценировок в старшем дошкольном возрасте один раз в две недели.

Самостоятельная музыкально-театрализованная и художественная деятельность детей осуществляется ежедневно, по желанию детей и выбору рода занятий.

Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так в условиях родительского клуба интересно и увлекательно проходят театральные вечера с постановкой домашних спектаклей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль), готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания.

Таким образом, система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей включает в себя:

  • организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения и микросреда внутренних помещений);
  • совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
  • самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
  • взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров).

Введите в мир искусства малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Г.Попова

Список литературы

  1. Букарина Е.П. “Наши талантливые малыши” – Ярославль, Академия развития, 2008.
  2. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду – Волгоград, 2009.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр – М., “Просвещение”, 2006.
  4. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.