Профессиональное и межличностное взаимодействие специалистов по профилактике насилия и жестокого обращения

Разделы: Социальная педагогика


Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. За последнее время специалистами нашего социально-реабилитационного центра отмечается рост распространенности таких негативных явлений среди несовершеннолетних как беспризорность, бродяжничество, асоциальное поведение. Ощущение нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства.

Анализ имеющихся исследований практической помощи нашим воспитанникам, пережившим домашнее насилие и жестокое обращение в семьях, позволяет сделать вывод, что наиболее эффективные практики помощи данной категории детей, связаны с деятельностью междисциплинарной команды специалистов, которая объединяет профессионалов отделения социально-медицинской реабилитации, отделения социальной диагностики, отделения социальной реабилитации и отделения социально-правовой помощи.

При этом социально-реабилитационная практика деятельности по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми ориентирована на работу специалистов различных профессий, взаимодействующих между собой, в целях обеспечения эффективного результата.

Деятельность междисциплинарной команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с воспитанниками социально-реабилитационного центра, организована в соответствии с планом мероприятий по выявлению фактов жестокого отношения с детьми, который содержит ряд блоков, в частности:

  • диагностический блок,
  • блок по методической работе,
  • блок психопрофилактической работы с педагогическим коллективом,
  • блок мероприятий по социально-правовой реабилитации,
  • блок социально-медицинских реабилитационных мероприятий,
  • блок социально-психологических мероприятий,
  • блок социально-педагогической реабилитации.

Специалисты отделения социальной диагностики (педагоги-психологи, социальные педагоги) в соответствии с разработанным планом профилактики жестокого обращения с детьми осуществляют интеграционную систему персонифицированного социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, переживших насилие в семье по следующим направлениям:

  • социально-психологическое проектирование (разработка систем психологических реабилитационных мероприятий воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей);
  • психологическая коррекция (система методов, направленных на преодоление социально-психологических последствий и психологических проблем, оказание психологической помощи);
  • психологическая профилактика (мероприятия, направленные на выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с детьми, создание условий для гармоничного развития личности подростка, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций воспитанникам, воспитателям; воспитателям семейной воспитательной группы).

Социально-психологическая диагностическая деятельность по выявлению фактов жестокого обращения призвана уточнить определенные эмоциональные и поведенческие аспекты личности воспитанников, пострадавших от домашнего насилия. Педагогов-психологов, в первую очередь, интересует интенсивность тревоги и специфика страхов травмированных детей и подростков. Депрессия и суицидальные намерения, в случае их актуальности для пострадавших, так же хорошо выявляются в результате этих обследований. Фиксация на прошлом, взгляд (надежда) на будущее, поддержка или отсутствие таковой в семье и детском коллективе – важнейшая информация, которую можно получить в процессе психологического обследования. Во многих случаях психологическая диагностика способствует прояснению деталей насилия, которые не были выяснены в клиническом интервью. Например, сексуальные намерения агрессора.

Ведущим психологическим инструментом для детей дошкольного и младшего школьного возраста является набор проективных (графических) методик: “Кинетический рисунок семьи”, “Кинетический рисунок класса, реабилитационной группы”, “Дом, дерево, человек”, “Фигура человека”, тест “Несуществующее животное”. В некоторых случаях использовались рисуночно-ассоциативные методики Вартега и проективно-сказочные методики С.В.Горбатова. Для воспитанников возрастной категории от 12 до 18 лет для объективного анализа по выявлению фактов жестокого обращения и насилия применялись следующие методы и методики:

  • метод анкетирования;
  • метод портретных выборов (тест Л.Сонди);
  • метод цветового выбора (тест М.Люшера);
  • опросник Басса-Дарки;
  • динамичное наблюдение;
  • индивидуально-личностные беседы.

Основным требованием диагностического блока является проведения психологического тестирования детей по выявлению фактов жестокого обращения и насилия над детьми с периодичностью 2 раза в год.

Хотелось бы отметить, что уже при первичном психодиагностическом обследовании несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационный центр, выявляются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии детей, как последствия травмирующих ситуаций, стрессов, пережитого насилия в семье (психического, физического, сексуального). Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в следующих признаках: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, аддиктивность (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживая в дисфункциональных семьях, сталкиваются целым комплексом насилия как со стороны взрослых так и со стороны сверстников, и эти ситуации не проходят для них бесследно, оставляя в психике ребёнка глубокий след. Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на пути развития, часто прибегают к психологическим защитам в виде агрессивного и аддиктивного поведения, в качестве усвоенных стереотипов в кровной семье и затем транслируемых на бессознательном уровне способам реагирования на ситуации социального взаимодействия. Эти дети в играх и повседневной жизни прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами и социальными нормами.

Кроме диагностического блока социально-психологическая реабилитационная работа включает в себя разработку профилактических программ и конкретных рекомендаций воспитанникам, воспитателям; воспитателям семейной воспитательной группы, а именно:

- психолого-педагогический практикум для специалистов отделений социальной реабилитации “Особенности социально-педагогической и психологической реабилитации детей, переживших насилие”;

- методические рекомендаций для педагогов по организации социально-педагогического сопровождения и реабилитации детей, переживших насилие;

- методическое пособие по формированию грамотного поведения несовершеннолетних в случае жестокого обращения “Психология самообороны. Шесть шагов к безопасности”;

- методическое пособие по эффективному психолого-педагогическому воздействию при неадекватном поведении воспитанников, находящихся в алкогольном/наркотическом опьянении;

- цикл занятий со специалистами центра: “Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах”, “Виды и признаки жестокого обращения с детьми”, “Пути разрешения конфликтных ситуаций”.

Для минимизации проблем реабилитации воспитанника и прерывания деструктивных процессов в развитии педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели используют социально-реабилитационные и психо-коррекционные программы, восстанавливающие и одновременно формирующие социальную и личностную идентичность воспитанников.

Эффективное профессиональное взаимодействие специалистов структурных подразделений, объединенных общей целью, коллективной ответственностью, ориентированных на оказание помощи ребенку и семье в ситуациях угрозы насилия и жестокого обращения, обеспечивает интегративный целостный подход к решению проблемы, с учетом особенностей конкретной ситуации, а также позволяет реализовать комплексный подход к решению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми.