Оранжевый город у Финского моря

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Пояснительная записка

Аннотация: Представленная работа состоит из презентации Microsoft Office PowerPoint-2007 с музыкальным сопровождением (авторские песни), текстового материала, сопровождающего презентацию и пояснительной записки.

Презентация приглашает Вас на экскурсию в удивительное место, которое неслучайно называют жемчужиной в короне Санкт-Петербурга. Это его пригород Ораниенбаум, которому в этом году исполнилось 300 лет.

Выстроенная в форме виртуальной экскурсии, как азбука для начинающих путешественников, от буквы к букве, от слайда к слайду презентация раскроет Вам мир этого удивительного уголка Санкт-Петербурга.

Актуальность материала: «Ораниенбаум в зеркале времени» - так можно определить основную идею презентации «Оранжевый город у Финского моря», 300-летний юбилей которого мы отмечали в сентябре 2011 года. Этому событию были посвящены первые школьные уроки Дня Знаний в начавшемся учебном году. Этим и не только этим объясняется актуальность представленного материала.

Особенностью разработки являются её большие интегративные возможности, что объясняет такое количество слайдов (45!). Презентация «Оранжевый город у Финского моря» может быть использована на уроках образовательной области «Искусство», на уроках истории и культуры Санкт - Петербурга и краеведения, русского языка и литературы, уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. Построенная в виде виртуальной экскурсии, презентация позволяет моделировать экскурсию в нужном режиме по времени и месту применения; может иметь различную аранжировку (в том числе сценическую: мюзикл «Сказка о сиреневом городе».) На мой взгляд, актуальность методической разработки ещё и в том, что она доступным способом с помощью ИКТ дает новые знания по истории и культуре родного края, знакомя учащихся с разными историческими периодами Ораниенбаума, его музыкальными и художественными традициями, знаменитыми людьми города. Суть дидактической экскурсии - в «эффекте погружения» учащихся в историческую обстановку; создании на уроках атмосферы сотрудничества, диалога с искусством, друг с другом и самим собой. Для учителя эта презентация является одним из вариантов работы по теме «Способы освоения культурного наследия города», предполагает различные варианты использования материала слайдов на уроке (от 1 до 45). Например, на уроках русского языка и литературы для работы с текстом можно использовать слайды №28,30,31,41,43. О музыкальных традициях Ораниенбаума расскажут слайды №1,3,9,15,24 и т.д. Для уроков технологии можно применить слайды №1,5. С художественными традициями города познакомят слайды №4,6,7,10-14,17 и т.д.

 Материал показывает возможности проведения внеклассного мероприятия в виде виртуальной экскурсии; усвоение знаний идет через «проживание» и сопереживание, что делает процесс размышления, рассматривания более вдумчивым, целенаправленным.

 Данная разработка позволит учителю организовать на уроке диалог со временем, искусством, учащимися, включить ребенка в активную познавательную, а может быть и исследовательскую деятельность, что сегодня особенно актуально.

Цель: познакомить с многоликим образом города - историческим и художественным, литературно-поэтическим, музыкально-театральным.

 Идея: показать образ города глазами тех, кто жил и сегодня живет в нем, пишет его историю. Это известные композиторы и начинающие музыканты, знаменитые живописцы и юные художники, начинающие поэты и самодеятельные писатели. Город невозможно представить без его жителей. Они разные, но интересные, трепетно любящие свою малую родину.

 Образ города создается авторами в различных техниках, стилях и жанрах. Это поэзия, музыка, живопись, компьютерная графика, рисунок, фотография. Образ для каждого поколения свой, неповторимый - образ города парадных аллей и старинных улочек, города военного и купеческого, портового и поэтического, музыкального и театрального. Сколько авторов - столько и образов. Как мозаика складывается образ города, в котором мы живем сегодня, который все время меняется.

Критерии выбора:

  • уникальный памятник русской истории и культуры 18-20 веков;
  • Ораниенбаум – государственный музей-заповедник;
  • первозданность и подлинность архитектуры (место не было разрушено войной);
  • парк - любимое место отдыха горожан и работы художников, фото-дизайнеров, место уединения и вдохновения;
  • садово-парковый ансамбль, старые улицы и новый жилой массив – единый живой организм, единое культурное пространство города;
  • живая связь традиции и современности;
  • Ораниенбаум – город боевой славы;

Результаты:

  • возможность с помощью ИКТ ближе познакомиться с таким уникальным местом, как Ораниенбаум. Часто, туристы, побывав в Санкт-Петербурге и городе фонтанов Петергофе, к нам уже не доезжают. А жаль! Потому, что здесь можно:
  • увидеть, как город сохраняет память о своих хозяевах, владельцах, людях, прославивших Ораниенбаум (Ломоносов);
  • узнать о роли исторических личностей в его возникновении и развитии;
  • расшифровать информацию, которую таит в себе город: памятники и сооружения, фасады зданий и полотна русских художников;
  • узнать о праздновании 300-летнего юбилея города – в буклетах, выставках, фестивалях;
  • получить новые знания занимательным и доступным способом;
  • виртуально познакомиться с талантливыми жителями города.

В презентации использованы:

  • фото, аудио и видео - материалы из личного архива Платонычевой Е.А.;
  • детские работы учащихся Школы искусств имени И.Ф.Стравинского и ЦДО №671;

Работы и фотографии детей размещены с согласия родителей.

Навигация: начиная с №1 по №8 слайд - переход осуществляется по щелчку.

Слайд №3 содержит гиперссылку (авторская песня «Апельсинки» или «Песенка про себя»). Начиная со слайда №9 переключение происходит автоматически и сопровождается авторской песней «Откровение» в исполнении солистки школьного театра песни «Сиреневый город» Борисовой Аллы (руководитель – Платонычева Е.А.)

Литературные источники:

  1. Ломоносов. Дворцово-парковый музей-заповедник. – Лениздат, 1986.
  2. Прогулки по Ораниенбауму. Сборник работ участников литературно – краеведческого конкурса «Мир красочный, поющий и звенящий…». – СПб., Ломоносов: ВВМ, 2004.
  3. Прогулки по Ораниенбауму. 60 лет без войны. Сборник работ участников литературно – краеведческого конкурса «Есть город золотой...». - СПб., Ломоносов: ВВМ, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. www.oranienbaum.org
  2.  http://muk-lomonosov.spb.edu.ru/let300.htm
  3. http://lomonosov.municip.ru/photos/gorod-i-lyudi/fontannaya-ploschad/12-09-2007_oranienbaum_-131_.jpg/view
  4. http://www.enlight.ru/camera/349/
  5. http://www.spb-guide.ru
  6. http://www.peterhofmuseum.ru
  7. http://community.livejournal.com/retro_piter/15296.html
  8. http://fotki.yandex.ru/users/sasovonikdom/view/92535/?page=2
  9. http://journal.spbu.ru/2009/06/11.shtml