Урок-исследование на тему "Почва – чудесная кладовая"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: учиться исследовательской деятельности; увеличить объём знаний о почве, о почве Башкортостана (в частности, Стерлибашевского района); продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как о верхнем плодородном слое земли; выяснить основные свойства почвы, узнать о преобладающих почвах родного края; развивать мышление, наблюдательность, любознательность; воспитывать чувство Родины.

Оборудование: Энциклопедия Башкортостана; цветок – радуга; тесты по теме; демонстрационный материал: виды почв; листочки со схемами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня я к вам пришла, чтобы вместе с вами провести урок по окружающему Я очень надеюсь, что вы мне поможете в этом своей активной работой и хорошим поведением.

— Улыбнитесь друг другу. Приятного вам урока! А теперь повторяйте за мной.

—Мы внимательны!

—Всё будет хорошо!

—Мы успеем сделать всё! (Все повторяют эти строчки хором.)

2, Постановка цели урока.

— Когда я готовилась к уроку, то думала, какой урок вам предложить, поэтому принимая во внимание, что вы выпускной класс, предлагаю провести урок – исследование. Сегодня вы все станете научными сотрудниками наших маленьких научных лабораторий, которых всего 2 (по количеству рядов), выберем давайте научного руководителя для каждой лаборатории, отвечающего за работу группы.

—Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный и рабочий, преподаватель вуза и учитель—человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — увеличить объём ваших знаний о почве, т.е. ответить на вопросы, для чего она нужна, из чего состоит, в каком виде встречается в природе и что с ней делают. По ходу урока вместе будем заполнять схемы, которые вам будут помощниками.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое исследование?

Дети: Любое исследование начинается с постановки проблемы, с накопления информации.

Учитель: А проблема у нас уже есть — это тема нашего урока

Почва — чудесная кладовая”

Учитель: Почему её так называют, по ходу урока вы должны будете ответить на мой вопрос. Взяли схемы и начали работу. (Одновременно идёт работа по цветку – радуге)

Функции — то есть для чего нужна почва? (Снабжение растений питанием и водой; для выращивания овощей и фруктов.)

Структура — из чего состоит почва? (Песок, глина, гумус, воздух, вода, перегной, соли, микробы).

Проявления — какие виды почв бывают? (Чернозём и подзолистые).

Учитель: О чём говорят их названия?

—Теперь каждая лаборатория получает виды этих почв, рассматривает и даёт ответ. Какая из этих почв лучше? Почему? (Ответы учащихся). — Ребята, давайте обратим свой взор на нашу малую родину — на Стерлибашевский район — почвенный покров района представлен в основном, почвами чернозёмного типа. Структура почвенного покрова пашни района показывает, что она представлена различными подтипами чернозёмов и тёмно-серыми лесными почвами: чернозём (3 подтипов) — 104. 629 га чёрные лесные почвы— 1. 193 га овражно-балочный комплекс — 5. 018 га полностью смытые почвы — 7. 682 га.

Общая площадь земель подверженных эрозии — 30 тыс. га, из них водной эрозии — 10 тыс. га, ветровой эрозии — 20 тыс. га.

Учитель: Чернозёмные почвы бывают богаты перегноем. Он придаёт им очень тёмный цвет или даже совсем чёрный цвет. Эти почвы самые плодородные. Меньше перегноя в подзолистых почвах. Они сероватого цвета.

Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах, чернозёмы — в степях.

Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.

3. Физминутка: “Мороженое”, “Светофор”.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 118. Рассмотрите рисунок и попробуйте объяснить, как происходит круговорот веществ в природе.

Работа по схеме: Растения—животные—остатки растений и животных—перегноймикробы—соли.

Учитель: Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.

Вот почему замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы — почему?

Операции. Ребята, для того, чтобы двигаться дальше отгадайте загадку. “Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу. (Земля).

Учитель: Вы правильно отгадали мою загадку — это земля. — А что вы подразумеваете под словом земля?

Дети: Земля — это земной шар, Родина, суша, почва.

Учитель: Для чего нам с вами выше перечисленные предметы? Что они нам дают? (Ответы учащихся).

Учитель: Теперь поговорим непосредственно о почве.

  • Что люди делают с почвой?
  • Какие операции они проводят над ней?
  1. Вспахивают.
  2. Проводят боронование
  3. Удобряют.
  4. Проводят севооборот.
  5. Задерживают снег.
  6. Проводят операции по защите и охране.

Учитель: (При помощи бумаг для сравнения можно наглядно показать 1 см и 20 см).

1см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тыс. лет.

Проблемный вопрос. Слой почвы толщиной в 18см вода может смыть в лесу за 500 тыс. лет, на лугу — за 3.225 лет, а там где нет растений — всего за 15 лет! О чём говорят эти расчёты учёных? (Ответы учащихся).

Учитель: После длительной работы нам необходим отдых, который я предлагаю провести с пользой. Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословиц:

  1. Глубже пахать больше хлеба жевать.
  2. Что посеешь, то и пожнёшь.
  3. В апреле земля преет.

— А теперь игра “Верим, не верим”, которая предназначена для двух групп.

(Каждой группе даётся утверждение, и если они согласны с ним, то говорят “верим”, а если нет, то “не верим”.

  • Микробы из солей получают перегной.
  • Растения разрушают почву.

Учитель: Поиграли, теперь я вам хочу предложить развивающие задания для каждой маленькой научной лаборатории, итак, слушайте внимательно: “Почва”.

1 группа:

Докажите, что камни и почва — родственники. Но почему тогда огурец не может вырасти на камне?

2 группа:

Опишите эксперимент учёных, которые доказали, что в образовании перегноя (гумуса) большую роль играют насекомые. Предложите эксперимент, который доказывает роль дождевых червей в образовании почвы. (Обсуждение.

Ответы учащихся).

Учитель: Вы поработали, теперь отдохните, а я вам сказку расскажу. “Сказка о чудесной кладовой”.

Положишь в чудесную кладовую горстку зерна — в замен получишь 100 горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она — земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать. Да тут мигом опустеет любая кладовая. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерно и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Задания. Ответьте на вопросы:

  1. Что называют чудесной кладовой? Почему?
  2. В каких случаях чудесная кладовая щедро одаривает человека?
  3. Чем одаривала земля – матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
  4. Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
  5. В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур? Почему?
  6. Почему землю назвали кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.
  7.  
Кладовка Кладовая
Что делает человек? Что делает человек?
Отпирает
Кладёт
Запирает
Вспахивает
Засевает
Боронит
   

Учитель

Ребята, давайте ответим на вопросы, которые помогут вам запомнить лучше, то о чём мы сегодня говорили. А поможет нам в этом наша схема, которую мы заполнили на уроке.

  1. Что такое почва?
  2. Из чего состоит почва?
  3. Какое основное свойство почвы?
  4. Для чего надо удобрять почву?
  5. Как её нужно охранять?
  6. Как люди борются с оврагами?
  7. Как можно заставить работать почву работать круглый год?
  8. Что нового узнали для себя?
  9. Как с помощью материала сегодняшнего урока можно подтвердить, что биологические объекты работают?

Работа по тестам.

Учитель: Теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего совместного урока – исследования:

Проблема: Почва.

Тема исследования: Почва — чудесная кладовая.

Цель исследования: Узнать больше о почве.

Гипотеза: Чудесная кладовая.

Подтверждение гипотезы: Схема.

Вывод: Чудесную кладовую нужно беречь и пополнять, тогда она будет добра и щедра.

Рисунок