Тема урока: "Умножение на 1"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения использовать частные случаи умножения на 1.

Задачи  урока:

  • Обучающие:
    • актуализировать знание смысла действия умножения, переместительного свойства умножения;
    • установить частные случаи умножения с 1 на основе переместительного свойства умножения и обеспечить их усвоение;
    • закрепить навыки устных и письменных вычислений, умения анализировать и решать задачи.
  • Развивающие:
    • формировать познавательную мотивацию на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;
    • развивать логическое мышление: мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, аналогию, обобщение);
    • развивать адекватную самооценку и самоконтроль;
    • развивать  речь учащихся на основе математических терминов и понятий;
    • развивать умения учебного сотрудничества со взрослым, со сверстниками, с самим собой; желание общаться; доброжелательное отношение друг к другу; умение принимать единое решение во время групповой формы работы (коммуникативные навыки);
    • создать условия для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать добросовестное отношение к труду, к учению.

Средства:

1. Учебник М.И. Моро «Математика» 3 класс  (учитель, учащиеся).
2. Демонстрационный материал: эталон действия умножения, эталон переместительного свойства, правило умножения на 1 (учитель).
3. Методы: деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.  Мотивация к учебной деятельности

Математика – царица всех наук

– Скажите почему так говорят?
– Давайте  вспомним, с какими темами вы работали на прошлом уроке и дома? (Вычисление площади прямоугольника, сравнение выражений, переместительное свойство умножения)
– Что объединяет все эти темы? (Все эти темы связаны с действием умножения)
– Верно. Сегодня вы продолжите работать с умножением, и еще вас ждет открытие, что-то совершенно новое, связанное с этой темой. А с вами мы отправимся в зоопарк, где выполним задания для разминки.  

2. Постановка учебной задачи

1) Индивидуальная работа (тесты – проверка таблицы умножения и деления  на дополнительных компьютерах)

2) Задания на развитие внимания

– Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все «красные» числа – четные, а «синие» – нечетные.)
– Какое число лишнее? (10 – круглое, а остальные нет; 10 – двузначное, а остальные однозначные; 5 – повторяется два раза, а остальные – по одному.)
– Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 – у него нет пары до 10, а у остальных есть.)
– Найдите сумму всех «красных» чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)
– Найдите сумму всех «синих» чисел и запишите ее в синем квадрате. (23.)
– На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
– На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
– Какое действие использовали? (Вычитание.)

3. Интеллектуальная разминка

Фронтальная работа с классом

Работа с лабиринтом

– Какова площадь клетки, если ширина её  5 м, а длина 7 м.
– Найдите закономерность и узнаете, какая самая длинная

Кобра – 36              Питон – 25                Анаконда – 30

– Какая птица летает выше всех?

Ястреб – 4
Сокол – 3
Орёл – 7

Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?

 4. Изучения нового материала

Учитель на доске записываю пример: 4 • 3

– Как можно вычислить произведение с помощью сложения? (4 + 4 + 4 = 12)
– Запишите ещё два примера:

4 · 2 =
4 · 1 =

И самостоятельно замените умножение сложением. (4 · 2 = 4 + 4 = 8  4 · 1 = ?)

– Я вижу,  у некоторых ребят возникли затруднения. Давайте проверим вашу работу. Удалось ли заменить сложением последний пример? (Нет)
– Это особый случай. Нельзя взять число слагаемым 1 раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое нужно запомнить: при умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали. (Карточка-помогайка а · 1 = а)
– Сколько получилось в последнем примере? (4)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться умножать числа на 1)

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на с.72. Прочитайте правило в красной рамке. (а · 1 = а)
– Расскажите, какое число получается при умножении на 1. (то, которое умножали)
– Приведите свои примеры. (5 · 1 = 5, 14 · 1 = 14 и т.д.)
– №1, с.72 – устная работа, счёт «цепочкой».

6. Физкультминутка

Хорошо поработали, пора и отдохнуть.
В зоопарке два зайчонка
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками  хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт-привет.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

7. Работа над пройденным материалом

Решение текстовых задач

а) .№3 с.72 (коллективный разбор, составление краткой записи)

1) Прочитайте условия задачи.
2) Подумайте,  как записать задачу кратко.
3) Выберете главные слова для краткой записи. (Груши, яблоки)

Яблоки – 36 кг
Груши – ? кг, в 4 раза меньше на ? кг меньше

– Что сказано о грушах? (Неизвестно, но сказано, что в 4 раза меньше)
– Что надо узнать в задаче? (На сколько кг груш привезли меньше.)
– Можно сразу сравнивать? (Нет, не знаем сколько груш.)
– Можете узнать, сколько было груш? (Да.)
– Как? (Делением.)
– Вспомните правило. Как узнать, на сколько одно число меньше другого? (Из большего вычесть меньшее.)

Решение задачи запишите самостоятельно.

б). Учитель читает  задачу.

Одна сторона прямоугольника равна 7 м, а другая – 4 м.

– Можно ли данную запись назвать задачей? (Нет, так как записано лишь условие задачи.)
– Что не хватает в задаче? (Вопроса.)
– Какие вопросы можно поставить к задаче? (Найти периметр прямоугольника? Найти площадь прямоугольника?)
– Как найти периметр прямоугольника? (Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон прямоугольника.)
– Как найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника , нужно длину умножить на ширину)
– Запишите решение задачи в тетради самостоятельно. (Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.)

Первый выполнивший самостоятельно задание в тетради, записывает решение на  доске.

P = 7 + 4 + 7 + 4 = 22 (см)
S = 7 · 4 = 7 + 7 + 7 + 7 = 28 (см2)

– Что можно изменить в условии и вопросе задачи, чтобы она соответствовала «новому открытию»? (Пусть длина прямоугольника 7м, а ширина 1м. Найти площадь прямоугольника.)

Запишите решение к новой задаче самостоятельно.

S = 7 · 1 = 7 (см2)

в) А теперь поиграем в «пустяки». Посмотрите №2 на странице 72 и поднимите руки те, для кого сущий пустяк выполнить это задание. Докажите это и выполните. Запишите самостоятельно.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть правило умножения на 1.)
– Вам удалось достичь цели? (Да.)

9. Домашнее задание: стр.72, №4, наберите код избушки. Творческое задание: составить и решить свои примеры на умножение с 1.

– Урок окончен, спасибо за работу!

Приложение 1

Приложение 2