Программа "Мы – пешеходы"

Разделы: Начальная школа


Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подтверждается статистическими данными. Ежедневно в нашей стране происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают около 100 человек и получают травмы около 600. И среди жертв значительный процент составляют дети. Установлена такая закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом. Апрель, май, июнь и сентябрь – самые несчастные в этом отношении месяцы. Возрастной «пик» попадающих в ДТП приходится на детей, обучающихся в начальных и средних классах школы.

В возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки, а в возрасте от 10 до 14 лет – примерно в 3 раза чаще. Большой процент пострадавших учащихся начальной школы объясняется не только тем, что, став первоклассниками, многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, но и особенностями функционирования психики детей этого возраста.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дорогах. Зная и учитывая эти особенности, родители и педагоги могут многое сделать для предупреждения несчастных случаев. Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым.

«Дети – это не взрослые в миниатюре», - утверждал французский психолог Дюваль. Реакция на опасность ребенка очень отличается от реакции взрослого человека на такую же опасность. Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источник звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. В отличие от взрослых, которые слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, и оценивают ситуацию на дороге, дети значительно труднее определяют направление движения автомобиля.

Тогда как взрослому человеку достаточно 0,8-1 секунды, чтобы отреагировать на опасность, ребенку необходимо 3-4 секунды (реакция у детей по сравнению со взрослыми более замедленная). Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Любое промедление может оказаться опасным для жизни.

Транспортная среда резко отличается от бытовой: она очень динамична, ситуации быстро меняются; транспорт движется с большими скоростями, десятикратно превышающими скорость, привычную для человека в быту; множество предметов, мешающих заметить опасность, отвлекающих внимание пешехода или водителя и способствующих тому, что опасность вовремя не замечается.

Общепризнанной причиной дорожно-транспортных происшествий является недооценка скорости современных видов транспорта и вероятных последствий, переоценка детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, переоценка своих возможностей. Детские представления об экстренной остановке и маневренности автомобиля часто подменяются представлениями, основанными на движениях игрушечных транспортных средств: реальные транспортные средства могут сразу остановиться на месте точно так же, как и игрушечные.

Среди основных нарушений, допущенных детьми, преобладают:

  1. Переход проезжей части в неустановленном месте.
  2. Неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, ограничивающих видимость на дороге.
  3. Нарушение правил управления велосипедистами.
  4. Неподчинение сигналам регулирования.

Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания одних лишь правил дорожного движения недостаточно для обеспечения безопасности. Каждый ребенок должен знать характеристику окружающей его на улице транспортной среды, типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их, владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге, анализировать закономерности возникновения опасности.

В семье и школе необходимо рассматривать формирование у детей навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Надо научить ребенка не только знаниям и навыкам полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знаниям и навыкам, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека среде, полных скрытых опасностей.

Целью данной программы является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для развития у младших школьников внимания, наблюдательности, умения прогнозировать свои действия (действия пешеходов) и действия водителя автотранспорта.

Задачи:

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Система занятий основывается на принципах научности, доступности, деятельности, целостности и систематичности.

Основные методы работы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, анализ, сравнение, аналогия, обобщение и др.

Содержание программы «Мы – пешеходы»:

  1. Тематическое планирование по классам.
  2. Рекомендации к проведению экскурсий по посёлку.
  3. Организация уроков контроля знаний учащихся.
  4. Основные понятия.
  5. Ожидаемые результаты.

Программы «Мы – пешеходы»

В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.

Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа «Мы – пешеходы!».