Интегрированный урок "русский язык + литература + биология" по теме "Тайна ранних сказок Г.-Х. Андерсена"

Разделы: Биология, Русский язык, Литература


Цели урока: научить учащихся соединять литературу и другие науки; попытаться научить учащихся читать между строк, понимать душу писателя, используя знания по биологии уметь объяснять воздействие экологических факторов на живой организм.

Методы: рассказ, беседа, лабораторная работа.

Эпиграф:

“Сказки сами приходят ко мне.
Их нашёптывают деревья, они
врываются с ветром. Они
всюду, надо только заметить их,
успеть записать…”

Х. К. Андерсен

Ход урока

I. Вступительное слово учителя литературы:

Умение читать художественные произведения – это ещё не знать и понимать эти произведения. Нам надо научиться читать между строк, попытаться видеть и чувствовать то, что доступно было лишь одному автору. Распознавать тему и идею произведения мы должны учиться ещё в младших классах, понимать, ради чего писатель писал это произведение, на что он хотел обратить наше внимание.

II. Как мы построим наш урок?

Надо узнать о биографии писателя чуть больше, та доступная информация, которая хранится в книгах, это ведь ещё не всё:

Ученик 1. Рассказ об Андерсене: В час ночи 2 апреля 1805 года, в бедном квартале датского города Оденсе появился на свет кричащий комочек. Отец семейства (папа писателя) старался больше времени проводить с женой и малышом. Малыша крестили, и священник заметил, что если малыш так громко и пронзительно кричит, значит, будет певцом. Так началась жизнь великого сказочника.

Ученик 2. Семья Андерсена жила в коммуналке, рядом жили шляпник с женой и тремя детьми; перчаточник с большим потомством из 6 человек.

Ученик 3. Отец мечтал о своём доме с прекрасным садом. Он был сапожником. Хобби – вырезать игрушки из дерева.

Ученик 4. Мама писателя любила чистоту, белые занавески, была очень набожной и верила в привидения.

Ученик 5. Бабушка говорила, что Кристианчик очень умный, а такие долго не живут.

Ученик 6. Дедушка очень любил гулять в лесу, подолгу проводил там время, разговаривал с деревьями, мальчишки дразнили его сумасшедшим. Это прозвище перекинулось на писателя.

Учитель биологии: Разговаривать, конечно, можно и с растениями, но навряд ли вы получите ответ. Что же влияет на растения, как они живут? На растения, как и на любой живой организм, влияют экологические факторы. (Приложение №1).

Что это такое? (Слайд №1)

Какие экологические факторы вы знаете? (Слайд №2,3)

Абиотические – факторы неживой природы. (примеры) (Слайд №4,5).

Биотические – факторы живой природы (примеры) (Слайд №5,6)

Антропогенные факторы – влияние человека на среду и среды на человека, может быть положительным и отрицательным; прямым и косвенным. (Слайд №7,8).

Сегодня наша цель применить знания, полученные на уроках биологии в литературе.

Задание.

Определите, какие факторы оказывают влияние на растения, описываемые в сказках Андерсена.

Учитель литературы: Обсуждение содержания сказки “Ромашка”.

С кем общалась ромашка?

Как к ней относились окружающие?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Андерсен? (метафора).

Учитель биологии: Какие факторы вы выявили? (Обсуждение).

Учитель литературы: Давайте приступим к разбору следующей сказки: “Ель”.

Где жила елочка?

О чем она мечтала?

Кто находился с ней рядом?

Почему она хотела быстрее вырасти?

Учитель биологии: О возрасте любого дерева можно узнать по спилу. Лабораторная работа №4

“Определение возраста дерева по спилу”.

Ход работы:

1). Рассмотреть, полученные спилы деревьев,
2). Самостоятельно подсчитать годовые кольца,
3). Определить возраст дерева и наиболее благоприятные года жизни дерева.

(Чем толще годовые кольца, тем более благоприятными были климатические условия)

Вывод.

Учитель литературы: Продолжение разбора сказки “Ель”.

Какова была судьба елочки после праздника? Поступаем ли мы также и как можно этого избежать?

Какие изобразительно0выразительные средства использует сказочник в этой сказке? (эпитеты).

Завершение обсуждения судьбы елочки.

Заключительное слово учителя литературы:

Достигнута ли цель нашего урока?

Совместно с учителем формируются выводы по уроку.

Судьба елочки трагична, но разве с нами такое не происходит? Мы ведь

Часто не замечаем, как делаем больно друг другу, окружающей среде. Но не хочется заканчивать урок на такой печальной ноте. Мы смогли почувствовать после чтения рассказов, что у растений есть своя жизнь, свой мир, нам только помнить об этом. Помнить слова великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена:

“Сказки сами приходят ко мне.
Их нашёптывают деревья, они
врываются с ветром. Они
всюду, надо только заметить их,
успеть записать…”

Домашнее задание: написать сочинение миниатюру: “Каким растением я себя представляю”.

Презентация