Тема урока: "Хлеб – всему голова"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 1

Цели урока: обобщить знания о существительных  2-го склонения;

Задачи: научить бережно  относиться   к хлебу; воспитывать любовь к труду, ближнему, любимому человеку.

Оборудование:

  • Изречения о хлебе, картина И.И. Шишкина “Рожь”, музыка Яна Френкеля “Русское поле”.
  • На столе, накрытом скатертью, различные х/б изделия, на рушнике каравай с солью и кусочек черного хлеба.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Под музыку Яна Френкеля “Русское поле” гостей встречают девушки в чувашских костюмах с хлебом солью.

2. Проверка домашнего задания

– Ответить на вопросы: 1) Какие существительные относятся ко 2-му склонению, привести примеры

3. Знакомство с новым материалом

– Сегодня мы будем говорить об имени существительном 2-го склонения хлеб. Все мы знаем, что такое хлеб. Хлеб – это продукт питания. Как много усилий надо приложить, чтобы у нас на столе был вкусный хлеб. О хлебе есть много пословиц и поговорок. Вот одна из пословиц: «Хлеб – всему голова», чему и посвящается наш урок. И на этом уроке мы должны научиться бережно относиться к хлебу, воспитывать в себе любовь к труду, ближнему, любимому человеку.
– А вы, ребята, какие пословицы знаете о хлебе?

(Учащиеся находят пословицы о хлебе)

Слайд 2

  • “Будет хлеб – будет и песня”
  • “Хлеба ни куска – и в доме тоска”
  • “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”
  • “Хлеб в пути не тягость”

– Находим синонимы.

Синонимы: хлеб – каравай – калач

Провести словарную работу:

  • Каравай – большой круглый хлеб
  • Калач – белый круглый хлеб

– С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; встречали с хлебом и солью молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
– На Руси существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. – Что означает это выражение? А какие обычаи, связанные с хлебом, вы знаете?   

Ответы учащихся. Заранее подготовленный ученик рассказывает о свадебном каравае, другой –  традиции народа провожать в солдаты.

Слайд 3

Свадебный каравай — атрибут древней традиции, обязательной в Древней Руси, берущей начало в верованиях славян-язычников. Земледельческие племена считали хлеб щедрым даром земли-кормилицы, награждающей тружеников за трудную терпеливую работу. Каравай становился фактически символом плодородия, воплощением богатства.
Каравай присутствовал в ритуалах многих славянских праздников, в том числе и на свадьбах, причем независимо от достатка семьи. Правда, в бедных семьях он был размером поменьше. Свадебный каравай был круглым, чем символизировал солнечный круг. Известно, что язычники поклонялись богу-Солнцу, поэтому на свадьбе они просили его благословить новобрачных и взять их под свой покров. Каравай на свадьбе обещал молодым жить долго и зажиточно.
Пекли свадебный каравай специально выбранные каравайницы – исключительно замужние дамы, при живых мужьях и с детьми. Обычно их было 5-7. Старшая среди них занималась руководством процесса. Роль старшей отдавалась той женщине, которая жила с мужем в мире и согласии, дети которой были хорошо воспитаны и трудолюбивы, ведь, по поверью, она передавала будущей семье свою положительную энергию. Часто старшей каравайницей становилась крестная жениха или невесты.

Слайд 4

Проводы в армию: родственники и друзья призывника собирались за одним столом – каждому предлагали отломить по кусочку чёрного и белого хлеба. То, что останется, клали к иконе. Считается, что так вспоминают об умерших родных, которые будут оберегать солдата.

Учащиеся читают стихи о хлебе.

Слайд 5

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

 Автор: С. Погореловский

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина – бессмертный,
Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов

Слайд 6

– А какой бывает хлеб? Давайте послушаем и думаем, что такое хлеб.

Учащимся раздается текст: «Какой бывает хлеб?» Учитель читает текст, учащиеся слушают. После чтения учителем учащиеся еще раз самостоятельно прочитают. Вместе с учителем учащиеся составляют кластер со словом хлеб.

Слайд 7

 Текст: «Какой бывает хлеб»

Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.
Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение.

(А.Барыкин)

4. Обобщение материала

Ответить на вопросы:

1) Что мы узнали о хлебе?
2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей душе?

5. Домашнее задание. Написать рассказ от имени корочки хлеба.