Урок литературного чтения "С.Могилевская "День рождения""

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с рассказом С.Могилевской «День рождения»; способствовать формированию навыка правильного чтения; -способствовать формированию УУД – создавать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Живое слово. 3 класс». Автор З.И.Романовская; карточки «С.А.Могилевская. Знакомство с автором»; информационный материал; презентация «С днём рождения!»; аудиозапись И.Николаева «С днём рождения»; С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»; произведения С.А.Могилевской; стенд с детскими сочинениями «Праздник детства»

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Формирование УУД
1. Организационный момент У.: Добрый день! Посмотрите, всё ли готово к уроку?  
2. Актуализация жизненного опыта Ученица класса демонстрирует презентацию «День рождения!», которая сопровождается песней «День рождения!» в исполнении В.Шаинского

У.: Какие фразы из презентации вы запомнили?

Д.: День встреч с друзьями.
– Самый лучший день в году.
– Самый долгожданный день в году.
– День подарков и сюрпризов
– Самый весёлый день в году.
– День поздравлений.

У.: А что это за день?

Д.: День рождения

У.: Почему этот день называют долгожданным, ярким и весёлым? (Высказывания детей.)

У.: А Игорь Николаев в своей песне поёт так.

(Звучит отрывок песни.)

У.: Почему он говорит о грусти? (высказывания детей)

У.: Из сочинений мы узнали, что вы очень ждёте этого дня и грустите, что он приходит «только раз в году»

– личностные: жизненное самоопределение

– коммуникативные: умение слушать, участие в коллективном обсуждении; готовность допускать существование разных точек зрения

-регулятивные: работа с информацией

-познавательные: формулирование выводов по результатам наблюдений

3. Планирование работы У.: Почему на уроке литературного чтения мы говорим на тему дня рождения?

Д.: Видимо, связано с темой урока.

У.: Скоро узнаем. Хороший результат в работе можно получить тогда, когда эта работа правильно спланирована. Работать мы будем по плану, составленному совместно с вами:

1. Знакомство с автором
2. Знакомство с произведением
3. Словарная работа
4. Анализ текста
5. Составление характеристики героя
6. Вывод

– регулятивные: составление плана и последовательности действий

– коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала а) Знакомство с автором.

(На столах лежат информационные листы с информацией об авторе.)
(Контроль проводится по вопросам.)

У.: *Назовите автора и годы жизни

*Чем увлекалась С.А.Могилевская? *Назовите её произведения («Сказка о громком барабане», «Марка страны Гонделупы», «Крепостные королевны», «Театр на Арбатской площади», «Восемь голубых дорожек»)

*Как об авторе отзывается С.Баруздин?

*Какими могут быть произведения у такого человека?

б) Первичное восприятие

(знакомство с произведением)

У.: Мы сегодня познакомимся с одной частью из повести С.А.Могилевской «Восемь голубых дорожек», в которой автор пишет о ребятах: мальчиках и девочках, которые занимаются плаванием. С.А. часто наблюдала за их тренировками и написала повесть об их дружбе, взаимоотношениях, удачах и неудачах. А почему Зинаида Ивановна Романовская включила в учебник именно эту часть, мы очень скоро узнаем.

У.:Какие цели ставим перед собой перед чтением?

Д.: Познакомиться с произведением; суметь прочувствовать его настроение

(чтение текста:

1 часть – по ролям
2 часть – частям
3 часть – учитель)

У.: Ваши впечатления о тексте? (Высказывания детей)

в) Словарная работа // вторичное чтение

У.: В тексте встречаются слова, значение которых требует уточнения. Куда или к кому мы можем обратиться узнать значение того или иного слова?

Д.: Мы можем обратиться к толковому словарю или к родителям.

У.: Где нам могут пригодиться эти знания?

Д.: В написании сочинений, в жизни.

Вестибюль – большое помещение перед входом во внутренние части какого-либо здания

Окликнуть – крикнув, остановить, подозвать

Изумление – крайнее удивление

Эгоист – человек, отличающийся себялюбием, предпочитающий свои интересы интересам других

Колючий взгляд – язвительный, насмешливо-злой

Распоряжение – приказ, постановление

Истомиться – мучиться, испытывать тягость чего-нибудь

Чинный – отвечающий принятым правилам поведения, степенный, пристойный

Груда – большая куча чего-нибудь

У.: Для того, чтобы войти в образ, пережить героя через себя, текст прочитаем ещё раз:

1 часть – чтение по цепочке до слов…Туся слушала молча, а далее чтение «про себя»

2 часть – чтение по частям, называя следующего

3 часть – взаимочтение (работа в парах)

У.: Вопросы паре: Оцени своё чтение. А твой сосед согласен с тобой? А какие советы можешь дать своему соседу?

– г, д) анализ текста и составление характеристики героя

У.: К какому жанру относится текст?

Д.: Относится к жанру рассказ.

У.: Назовите тему.

Д.: Тема рассказа – дружба ребят

У.: Кто главные герои?

Д.: Главные герои – Туся, ребята и взрослые

У.: Какое настроение было у Туси накануне дня рождения?

Д.: Она с нетерпением ждала праздника, готовила меню.

У.: Какое событие испортило ей настроение? (выборочное чтение)

У.: Почему ребята «с изумлением уставились» на Тусю?

Д.: Они были удивлены её поведением, эгоизмом, себялюбием

У.: Права ли Туся по отношению к своим друзьям?

Д.: Не права, т.к. с друзьями нельзя так себя вести. Друзьям нужно помогать, не зря говорят, что друзья познаются в беде.

У.: Зачитайте последние слова части об Ашоте. Что хотел сказать он этим поступком Тусе?

Д.: Он повернулся к ней спиной, как бы говоря, что мне не о чем с тобой разговаривать.

У.: Сделаем вывод, какой представлена Туся по отношению к ребятам?

ЭГОИСТКА
ЗЛАЯ
НЕСПРАВЕДЛИВАЯ
ВЫСОКОМЕРНАЯ

У.: Какое настроение было у Туси в день рождения? (Выборочное чтение.)

У.: Как ведут себя взрослые? (Свои высказывания и выборочное чтение.)

У.: Чем занимается Туся?

Д.: Она ничего не делает, скучает, сердится на всех и на часы, гадает, кто же раньше придёт, возмущается тем, что ребята опаздывают.

У.: Какая Туся по отношению к взрослым?

Д.: Туся командует, приказывает, велит что-то делать. В ней чувствуется пренебрежение к окружающим, подчинение всех себе.

СЕБЯЛЮБИВАЯ
ИЗБАЛОВАННАЯ

У.: Как взрослые ведут себя?

Д.: Они очень любят своего ребёнка и стараются ей угодить.

У.: Что вы можете сказать о человеке, который имеет такую характеристику?

У.: Поняла ли она, почему к ней не пришли ребята?

Д.: Разные могут быть мнения: возможно поняла, но не хочет себе в этом признаваться, возможно и не поняла, судя по её характеристике.

У.: Как вы понимаете выражение «не хорошо было на душе у Тусе… Очень не хорошо»?

(Высказывания детей.)

У.: Но при всём при этом…?

Д.: Она не хочет себе признаться в том, что сама виновата в сложившейся ситуации.

ОНА ОСТАЛАСЬ ОДНА!!!

У.: Правы ли ребята, что так поступили с Тусей? (Высказывания детей.)

У.: Какова главная мысль рассказа?

Д.: Друзей нужно беречь, ими нужно дорожить.

У.: Подберите пословицу на стр.150,которая больше всего подходит к рассказу?

Д.: Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

У.: Если бы Тусе нужно было написать сочинение о дне рождении, каким бы оно было по настороению?

Д.: Оно было бы грустным.

– познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения

– коммуникативные:

умение слушать; участие в коллективном обсуждении проблемы; интегрирование в группу и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества;

– регулятивные:

планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; саморегуляция

– личностные:

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом; нравственно-этическая ориентация

5. Итог урока е) вывод, рефлексия

У.: Для чего С.Могилевская написала, а З.И.Романовская включила в учебник этот рассказ?

Д.: Что показать нам, что нельзя так поступать с друзьями.

У.: Хотели бы вы дружить с Тусей?

Д.: Тусе необходимо измениться самой, изменить своё отношение к друзьям

окружающим, родителям.

У.: Какой ей нужно стать?

У.: Оценивание и д.з.: перечитать рассказ ещё раз и нарисовать, какой по содержанию вы видите Тусю и какой она станет,

У.: А мы с вами давайте всё-таки поздравим Тусю с днём рождения праздничным тортом со свечами, на которых вы напишите советы для Туси.

А чем заканчивается эта история, вы можете узнать, если прочитаете всю повесть «Восемь голубых дорожек»