Методика развития у первоклассников способности к сосредоточению и поддержанию внимания в групповой работе

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Обоснование

Начиная обучение первоклассников, учитель часто сталкивается с проблемой недостаточного уровня развития произвольности внимания как психического процесса, по сути обеспечивающего успешность функционирования памяти и мышления. На начальном этапе обучения именно неспособность первоклассника быстро сосредоточиться, длительно удерживать внимание на учебной задаче являются причиной его неуспешности и раздражения учителя.

На мой взгляд, наряду с общеизвестными возрастными и индивидуальными, частными причинами неразвитости внимания у детей, можно выделить еще три группы общих факторов, влияющих на этот процесс:

  • Групповые (классные) условия обучения. Многие первоклассники, демонстрирующие достаточный уровень развития внимания в условиях индивидуальной работы, оказываются неспособны делать это на уроке. Одни – потому, что не идентифицируют себя с понятием “мы”, “класс” и нуждаются в индивидуальном обращении учителя: “Вася, отступи две клеточки и пиши”; другие – потому, что не могут сузить поле своего внимания до собственной тетради и не видеть соседа, птичку за окном, шуршания листов, звука покатившегося карандаша и т.п.
  • Очень медленный или быстрый темп моторной деятельности. Одни первоклассники постоянно не успевают перейти к следующему заданию из-за того, что не успели дописать предыдущее, другие, наоборот, выполнив задание раз в пять быстрее одноклассников, успели заняться посторонними делами.
  • Крайние визуалы и кинестетики испытывают трудности в перекодировании информации – не секрет, что в начальной школе большинство информации предъявляется учителем аудиально. Пока они занимались процессом перевода информации из аудиальной формы в кинестетическую, учитель уже перешел к следующему заданию.

Все три группы проблем хорошо решаются с помощью методического приема, разработанного доктором психологических наук И.Л.Баскаковой. Методика, которую наши дети назвали “Колечки”, позволяет довольно успешно помочь первоклассникам преодолеть вышеперечисленные трудности и научиться произвольно сосредотачивать и поддерживать внимание, работать в едином темпе с классом. Методика также способствует развитию у детей способности к перекодированию информации и зрительно-моторной координации.

Наличие “пустого колечка” (см. далее в тексте) ставит ребенка перед необходимостью оттормаживать предшествующие действия. Этот прием положительно влияет на баланс процессов возбуждения – торможения как основу способности первоклассника управлять собственными действиями.

2. Процедура проведения.

Для работы необходимы бланки с пронумерованными рядами колечек <Приложение 1> и карточки с рядами цифр для психолога <Приложение 2>. Время однократной работы детей с методикой занимает 5-7 минут. Целесообразно проводить ее в начале 3-го или 4-го урока. Для достижения ощутимого эффекта желательно провести такие упражнения 3-4 раза в неделю в течение месяца.

При первом предъявлении методики необходимо создать у детей мотивацию. Это легко сделать, напомнив детям о важности внимания для успешной учебы, о том, как трудно постоянно быть внимательным, как неприятно получать замечания от учителя и т.д. На последующих занятиях целесообразно поддерживать у первоклассников мотивацию успеха, объявляя каждый раз фамилии только тех, кто показал высокие результаты, и награждая их аплодисментами всего класса.

Инструкция.

Сегодня мы будем учиться быть внимательными. Посмотрите на свои листочки – вы видите ряды колечек (убедитесь, что дети понимают, что такое ряд). Я буду называть цифры, а вы должны поставить соответствующий знак в колечке. Цифре 1 соответствует вертикальная черточка, цифре 2 – крестик, цифре 3 – пустое колечко. Я буду называть цифры только один раз, поэтому надо сосредоточиться и ставить знаки сразу.

Продемонстрируйте все эти действия на доске.

Далее психолог зачитывает ряды цифр в произвольном порядке, например: 1,2,2,3,1,1,2,3, и т.д. Делать это надо в определенном постоянном темпе, можно использовать метроном.

На первых занятиях необходимо обязательно называть ряд, чтобы дети, которые ошиблись, сбились с темпа общей работы, могли продолжить со следующего ряда.

По мере того, как дети приучаются управлять своим вниманием и темпом работы, задание можно видоизменять и усложнять:

  • Увеличивать темп
  • Называть цифры группами по 2,3,4 сразу (в этом случае вы тренируете и кратковременную слуховую память)
  • Называть только нечетные ряды или только 5-й и 9-й.
  • Целесообразно периодически изменять “код”: например, 4 – вертикальная черта, 5– пустое колечко, 6 – крестик и т.п.
  • Если на первых занятиях код обязательно надо писать на доске, то в дальнейшем он может предъявляться на слух и повторяться для запоминания движениями пишущей руки в воздухе.

3. Дополнительные возможности.

Работу с методикой хорошо использовать для осознания первоклассниками своих возможностей и формирования адекватного уровня притязаний. Можно предложить детям написать на обороте бланка количество рядов, которые они заполнили совершенно правильно. Это можно сделать до работы или после, а на следующем занятии сравнить, насколько сбылись ожидания и т.д.

На первом занятии по данной методике желательно присутствие учителя и выполнение им задания. Во-первых, учитель реально, на собственном примере, оценит трудность задания, во-вторых, поймет, как трудно быть внимательными его ученикам, в-третьих, оценит вашу помощь. Опыт работы по данной методике показывает, что учитель начинает в большей степени отмечать проявления сосредоточения внимания у детей, чаще положительно их подкрепляет.

Называя в начале каждого занятия фамилии учеников, которые очень успешно справились с заданием, организуя им признание класса в виде аплодисментов, вы не только способствуете развитию мотивации к выполнению задания, но и можете повлиять на веру первоклассников в свои силы, а умело используя периодическое присутствие учителя, способствовать формированию нового, более высокого статуса в классе некоторых, не очень успешных детей.

4. Процедура проверки.

Проверка данных работ первоклассников является достаточно утомительной. Для взаимной проверки учащиеся 1-го класса еще не готовы: по сути дела, это такая же работа по сосредоточению – а дети уже устали, выполнив само задание; кроме того, для первоклассников право проверки и оценивания однозначно является прерогативой учителя, а никак не соседа по парте.

Мы привлекаем к проверке пятиклассников. Процедура проверки под диктовку занимает у класса 4-5 минут. Конечно, называть надо сразу знаки – черта, крестик и т.п. Одновременная, дружная работа, возможность исправить красной ручкой ошибки очень нравится учащимся. Помимо того, такая деятельность помогает весьма возбудимым и эмоциональным пятиклассникам собраться и настроиться на рабочий лад в начале урока.

При проверке целесообразно подсчитывать не количество ошибочно поставленных знаков, а количество рядов, в которых допущены ошибки. Во-первых, если ребенок допустил ошибку в одном знаке, значит, ошибочными будут все последующие колечки в строке, во-вторых, детям легче воспринять информацию об ошибке в 2-х строках, чем о 18 ошибках!

5. Оценка эффективности.

Для оценки эффективности методики “Колечки” можно использовать стандартные тесты внимания Пьерон-Рузера или корректурные пробы. Имеет смысл оценить и развитие темпа моторной деятельности первоклассников. Это можно сделать с помощью следующей работы: предложите детям на заранее подготовленных бланках проставлять палочки по образцу. В течение первой минуты – в обычном темпе, второй минуты – как можно быстрее, и третьей – в том темпе, в каком им удобно. Проведя это исследование до занятий и после, вы сможете оценить эффективность представленной методики.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М, изд-во “Ось-89”, 1997
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.-М.: изд-во “Совершенство”,1998.
  3. Маркова А.К, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.– Петрозаводск, 1992.
  4. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999