Умеем ли мы употреблять в речи вежливые слова

Разделы: Русский язык


Тип урока: развитие речи, урок-путешествие.

Цели:

  1. Продолжить формирование знаний учащихся по культуре речевого общения.
  2. Отрабатывать умение употреблять их в речи; воспитывать уважительное отношение к людям.
  3. Развивать коммуникативные качества.

Оборудование: карта Города Этикетных Слов.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Чтение стихотворения Солоухина.

- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? – С одной стороны, как будто немного: ведь многих сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

(Звучит песня из мультфильма «День рождения кота Леопольда».)

III. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие. Мы с вами отправимся в Город Этикетных Слов, а в конце нашего путешествия нам нужно будет ответить самим себе:

  1. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?
  2. Достаточное количество слов мы знаем?

В практических заданиях научимся правильно употреблять этикетные слова.

IV. Проверка теоретического материала.

- Что такое речевой этикет?

- Какие слова называются этикетными?

V. Путешествие по Городу Этикетных Слов.

- Представьте, что мы садимся в автобус и отправляемся в путь.

А вот и первая остановка «Улица Добрых Слов». Давайте проведем словарную разминку с помощью стихотворений, которые вы подобрали. (Дети читают стихотворения и записывают слова на доске: добрый день, здравствуйте, спасибо, добрые слова, доброе утро, пожалуйста, простите).

- Запишите еще 2-3 этикетных слова.

Мы продолжаем наше путешествие и выезжаем на Аллею актерского мастерства. Каждая группа получила задание разыграть определенную ситуацию. Посмотрите и исправьте ошибки в поведении детей. (Ребята внимательно наблюдают и указывают на недочеты).

- Последний вид работы мы выполним письменно. Каждый из вас получил текст, который нужно записать, вставляя нужные этикетные слова: Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «..., ...». Женщина вежливо поблагодарила Вову. Вова покачнулся, но не упал, а только нечаянно толкнул впереди стоящего мужчину, но сразу же сказал: «...».

Мы прощаемся с Аллеей актерского мастерства. Наше путешествие продолжается, и мы въезжаем на Веселую Полянку, где немного отдохнем.

Физкультурная минутка.

Садимся в автобус и отправляемся на улицу «Литература и волшебные слова». Здесь вам предстоит вспомнить литературные произведения, их героев и найти этикетные слова.

- Здравствуй, дорогой старый хозяин, - говорят, - прикажи, чего тебе надобно, а мы живо исполним! (Платонов А.П. «Волшебное кольцо».)

- Пожалуйста, папа, рассказывай мне каждый вечер по сказке. (Д. Родари «Сказки по телефону».)

- Большое спасибо, - ответила Пенелопа, с трудом удерживаясь от смеха. - Теперь, как только Ха-Ха накормит нас, мы примемся за разработку плана действий. (Д.М.Даррел «Говорящий сверток».)

- Прощай, Андерс, спасибо за компанию. Прощай, Ева-Лотта. Ты милая девочка, я всегда так считал. (А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».)

Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Города Этикетных Слов – площади Добра.

Итак, напомните, по какому городу мы путешествовали? С какими этикетными словами встретились? Достаточное количество слов мы знаем и умеем ли их употреблять? Что бы вы сказали на прощание?

- Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!

VI. Домашнее задание: составить предложения, используя этикетные слова.

VII. Выставление оценок.